Основные этапы формирования Московского государства.

1. 1276 год – до середины XIV - Москва являлась одним из княжеств Северо-Восточной Руси. Самое главное преимущество – удаленность от набегов монголов, а потому сюда бегут люди из южных земель. Перелом начинается в период княжения Ивана I Калиты (1325-1340 годы). Иван Калита первым из Московских князей получает ярлык на Великое Владимирское княжение и первым из русских князей право самостоятельного сбора дани в пользу Золотой Орды. Видимо, он был блестящим финансистом, потому что он умело регулировал финансовые потоки, т.к. Московские быстро богатели. В результате Москва становится одним из богатейших русских княжеств и приобретает значительные новые территории, в том числе в результате покупки. В 1328 году в Москву из Владимира была переведена кафедра митрополита. С этого момента Москва становится религиозным центром русских земель. Впоследствии ПЦ всегда поддерживала Москву, поддерживала идею, что только Москва является центром объединения русских земель. Основным соперником Москвы являлось Тверское княжество. Тверь и потом была, даже не будучи главным конкурентом, главным врагом Москвы.

2. Вторая половина XIV – первая половина XV веков. Москва становится одним из крупнейших русских княжеств и ведет борьбу с Литвой за статус объединителя русских земель. Перелом происходит в княжение Дмитрия Ивановича (1359-1389 годы). В результате победы в Куликовской битве Москва стала центром национально-освободительного движения, что изменило и характер борьбы за присоединение других княжеств. Многие исследователи отмечают, что военно-политическое значение победы было невелико. Здесь огромную роль сыграла РПЦ, которая объявила, что кто за Москву, тот за Русь. Дмитрий Донской принимает титул Великого Московского князя и передает его по наследству сыну.

3. Вторая половина XV – первая треть XVI века. Завершение объединения Северо-Восточных русских земель Москвой и начало формирования Русского централизованного государства. Решающее значение имело княжение Ивана III (1462-1505 год) и Василия III. В княжение Ивана III к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород и Тверь (и другие мелкие княжества). При Иване III начинается централизация Москвы. В 1497 году принимается Судебник, как первый общерусский кодекс права. В нем впервые существенно ограничиваются права бояр. Из юрисдикции вотчинных судов изымаются наиболее тяжкие преступления, и запрещается право отъезда (исконное боярское право). Проводится военная реформа: армия по-прежнему формируется на основе феодального ополчения, но теперь она делится на полки, во главе которых стоят воеводы, назначаемые князем. Это те же самые бояре, но теперь по воле князя. Хотя унификации войск не произошло. В Великокняжеских землях начинает формироваться единое административно-территориальное деление на уезды, волости и станы. Начинается формирование централизованного госаппарата. Первыми органами власти были пути, они создавались на время проведения мероприятий (нужно повоевать – создавался путь, которые организовывал все необходимое для войны). Затем создаются постоянные органы власти – приказы. В то же время продолжала существовать удельная система, а также местничество и кормления.

 

4. 03.11.10

 

Итак, в правление великого князя Василия III (1505-1533 гг.) к Москве были присоединены Псков и Рязань. Он сделал значительный шаг на пути централизации. Василий III постепенно ликвидирует уделы, лишая удельных князей суверенных прав (содержание войска, чеканка монет, законы и др.). В результате удельные князья становятся служилыми князьями. И титул князя обозначает только принадлежность к роду Рюриковичей. Несколько позже, уже при Василии и Иване появляются князья Глинские. Одновременно меняется статус бояр. Это звание становится придворным чином, который дается за службу князю. Раньше боярин – владелец вотчины, которая идет по наследству, это не зависит от князя, теперь же звание боярина можно было получить только на службе у московского князя. Две основные категории бояр: введенные (бывшие великие князья и первостатейные бояре (исконные)) и окольничие (просто потомки князей, бояре второго ранга). Появляется третья категория – дети боярские – из боярского рода, но не занимавшие высшей должности. Система вся замыкается на великом князе – князе Московском. Василий III устанавливает единую систему налогообложения, частично распространяя ее на вотчины. Конечно, это были значительные шаги на пути централизации, но все же еще существовали возможности «реанимации» удельной системы.

 

Формирование царской деспотии в правление Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.)

 

Впервые венчался на царство не Иван IV, а его дед – Иван III, тот просто не называл себя царем. Несмотря на это имидж первого царя закрепился за Иваном IV.


Первый период царствования Ивана IV был охарактеризован рядом значительные реформ. Прежде всего, начинают формироваться элементы сословно-представительной монархии. Царь обладал высшей судебной, военной и исполнительной властью, но законодательную осуществлял вместе с сословно-представительными органами. Боярская дума выполняла законосовещательные функции и состояла из 30-50-ти бояр. Когда говорится о боярской оппозиции нужно иметь ввиду, кто в ней находился. Большинство бояр были Рюриковичами, а некоторые даже выше Ивана IV по генеалогическому древу. Такая дума могла ограничить и Ивана IV. Реально, даже Иван IV не мог решать важнейшие вопросы без согласия бояр.

 

С 1549 года созываются Земские Соборы. Условно можно выделить две палаты:

· Верхняя палата - это царь, боярская дума и представители высшего духовенства (освященный собор). Царь лично приглашал поименно участвовать в работе Собора.

· Ответная палата – выборные представители от городов и уездов.

 

Систему представительства определял сам царь. Личные симпатии играли очень большую роль.

 

Решения Земских Соборов носили рекомендательный характер и обретали силу законов только после указа царя. Но случаев, когда Земский Собор принял решение, а царь его не утвердил, не было.

 

В этот период предпринимаются меры для ограничения кормления и местничества. Были учреждены должности губных старост, которые избирались из дворян и выполняли полицейские, судебные, а позже – фискальные функции. Достаточно часто в литературе пишут, что в это время была отменена система кормлений, это не так. Нормативного акта такого характера не было. В городах учреждались должности городовых приказчиков, позже они стали называться городчики (городничие). Первоначально они командовали стрелецкими гарнизонами и выполняли полицейские функции. Затем им была передана, административная, судебная и фискальная власть в городах. Таким образом наместники-кормленщики были ограничены снизу. Одновременно кормленщики были поставлены под контроль приказов. За каждым кормленщиком закреплялся дьяк, который определял размер налогов и время их сбора. Фактически система кормлений прекращает существование, но не формально.

 

В 1550 году отменяется местничество в армии. Теперь царь по своему усмотрению мог назначать высший командный состав, не взирая на систему местничества.

 

В 1556 году принимается уложение о службе. Она устанавливает две категории людей: служилые по прибору (набору) – пушкари, стрельцы (несли личную службу и получали в награду денежное и натуральное довольствие. Тут мы сталкиваемся с другим мифом – создание первой постоянно действующей армии Петром I. Это не так, стрелецкое войско было одним из самых успешных в Европе. Массовое использование огнестрельного оружия делало его очень эффективным. Это была постоянная профессиональная армия наемников. Они получали снабжение от государства, а также денежное вознаграждение и некоторые льготы. Также при Иване IV появляется полевая артиллерия и полки иноземного строя. Вторая категория – служилые по отечеству – дворяне. Они занимали низшие и средние командные должности и получали в награду за службу земли в условное держание. Дворянская регулярная конница обладала высокой мобильностью. Таким образом были сделаны значительные шаги в направлении усиления централизованной власти.

 

Второй период связан с введением опричнины: 1564-1572 гг.

В результате введения опричнины Московское государство было разделено на две части. Московское государство было разделено на две части: опричнину и земщину. Некоторые исследователи говорят, что это является доказательством сумасшествия царя. Другие же говорят, что это отлично с режиссированный, гениальные политический ход. В земщине сохранилась традиционная система управления и права. Она фактически управлялась боярской думой. В то же время территория земщины постоянно уменьшалась в пользу опричнины, и опричное войско регулярно совершало операции на территории земщины. На территории опричнины фактически ликвидировалась традиционная система государственного управления и права. Эти земли объявлялись личной вотчиной царя. Здесь не действовали законы, а только его воля. Было сформировано опричное войско, которое фактически было органом политического сыска и расправы. Прием в опричное войско и продвижение по службе не зависело от сословной принадлежности, а определялось преданностью царю. Вступая в опричное войско, человек отказывался от своего происхождения. Ситуация, когда безродные дворянин стоял выше боярина, была обычной. Это была серьезная социальная революция. В опричнине вводился божественный культ царя, что нарушало христианские каноны.

 

В истории опричнины выделяется два этапы:

· с 1564 до 1569 года. Опричный террор носил антибоярский и управляемый характер. Дело в том, что учет велся достаточно точный. Иван IV сам выбирал врагов. Хотя и были случайные жертвы. Это обусловлено тем, что опричнина действовала «по площадям». Выбиралась боярская семья, а вместе с ней страдали слуги и все проживающие рядом.

· Начинается с похода опричного войска на Новгород и Псков. В результате трехнедельного террора эти города были фактически уничтожены. С этого времени опричный террор приобретает неуправляемый характер. Здесь нужно иметь ввиду, что любая карательная машина должна иметь врагов (принцип велосипеда). Опричное войско постоянно искало этих врагов. В 1571 году Крымский Хан Довлет Гирей обошел засечную черту с юга и сжег Москву. Произошла битва на Молодях, в которой участвовала армия земщины.

 

В 1572 году опричное войско было ликвидировано, а большая часть опричников уничтожена.

 

В результате опричнины фактически было ликвидировано боярство, как независимое от царской власти сословие, и население было подчинено деспотической власти царя. Удары опричнины наносились именно по боярским вотчинам – латифундным землевладениям.

 

Европейская цивилизация в XV – XVII веках: переход к новому времени

 

В XV – XVII веках в европейских странах происходят системные изменения, затронувшие их государственно-политические, социальные, экономические и духовные устройства. Европа от России стала значительно отличать именно в это время. Изменения в общественном сознании Европы связаны с двумя процессами: Возрождением и реформацией церкви.

 

Эпоха Возрождения разворачивается в XIII – XV веках. До XV века оно было явлением лишь локальным, затем оно становится общеевропейским. Важнейший перелом происходит в области познания. В рамках университетского образования формируется рационалистическое мышление. Основанное не на вере, а на опыте. Основными идеями возрождения становятся индивидуализм и антропоцентризм. Индивидуализм предполагал невозможность реализации общественных интересов без удовлетворения интересов личности. То есть, общество рассматривалось как совокупность индивидов. Антропоцентризм рассматривал человека как высшее творение Бога. Поэтому человек мог и должен был изменять окружающий мир.

 

Практически одновременно в Европе разворачивается реформации церкви. Мартин Лютер утверждал, что душа человека спасется верой, а не добродетелью, то есть, человеку для общения с Богом не нужны посредники. Таким образом, он отрицал необходимость централизованной системы католической церкви и непогрешимость Римских Пап. Здесь следует отметить, что достаточно быстро реформация церкви становится движением. Одновременно протестантизм выступал за право христиан бороться с тиранией, то есть, выдвигалась идея, что не всякая государственная власть угодна Богу. Адепты протестантизма выступали за идею безгрешности богатства. То есть, личное обогащение отныне не рассматривалось как грех. Таким образом, в рамках сохранения христианской традиции происходили существенные изменения в рамках формирования либеральной идеологии. Начинается трансформация экономической системы Европы. Как правило, в большинстве учебников это начинается с великих географических открытий – поиска новых торговых путей, а заодно открывались и новые континенты. Захват колоний стал главным средством обогащения. В результате развития колониальной торговли в Европе складываются крупные и устойчивые капиталы. Для обслуживания колониальной торговли формируется банковская система, создается акционерный капитал. Таким образом, существенно изменяется сфера торговли и финансов. В результате ограбления колоний в Европу проникает большое количество драгоценных металлов и резко возрастает число богатых людей. Это приводит к росту рынка потребления. Речь идет о том, что купцы, солдаты-авантюристы часто не возвращались, но те, кто все же возвращался, были очень богаты и тратили это на одежду, оружие и др. Расширение рынка потребовало увеличения производства потребительских товаров. Для этого создаются мануфактуры - ручные производства, основанные на разделении труда и работающие на рынок. Развитие мануфактур потребовало значительных инвестиций. Таким образом, развитие мануфактурного производства сделало прибыльным вложение в данную сферу. Но ввоз большого количества драгоценных металлов вызвал инфляцию, так называемую революцию цен, которая началась в Европе в 40-ые годы XVI века. В результате выиграли те, кто был связан с торговлей и мануфактурным производством. Были разорены те, кто жил за счет фиксированных источников доходов – дворянство, феодалы.

 

10.11.10

 

Изменения в экономической жизни вызвали трансформацию социальной структуры европейского общества. Она осталась сословной, но изменились отношения между сословиями и сословий с государством. Феодалы утрачивают иммунитет и автономию от власти монарха. Осуществляется переход от вассалитета к подданству. В результате феодалы становятся дворянством, то есть, служилым сословием. Резко уменьшается их юрисдикция над крестьянами, то есть, она переходит к государственным судам. Суд по незначительным делам остается за феодалом, но только по незначительным. Например, при Елизавете Петровне одна из помещиц заподозрила крестьянина в воровстве, провела расследование, и по ее приказу крестьянина запороли до смерти. Помещица за смерть холопа была приговорена к штрафу, а за самосуд она была посажена на 2 года. Перестает существовать суд равных и феодалы переходят под юрисдикцию королевского суда. Решающее значение приобретала служба королю, которая определяла статус человека в обществе. Титул не утратил полное значение, но отошел на второй план. Происходит унификация правового положения господствующего сословия. Инфляция, начавшаяся в XVI веке, и формирование рыночной экономики существенно ослабили экономическое положение феодалов. Богатые купцы теперь не уступали по богатству титулованной знати. В то же время, дворянство сохранило значительную часть привилегий, оно оставалось социальной опорой монархии и сохраняло ведущие позиции на государственной службе и в армии. Это был прорыв, теперь командные должности могли занимать и люди недворянского происхождения.

 

В условиях реформации церкви католическая церковь утрачивает монополию на связь с Богом. Во многих Европейских странах (это прежде всего Германия, Швеция и др.) протестантизм становится государственной религией. В странах, оставшихся католическими, в условиях абсолютизма церковь становится подконтрольной власти монарха. В результате формируются национальные церкви. Римская католическая церковь утрачивает свое значение как общеевропейский наднациональный институт. Римский папа сохраняет только номинальную власть (формальную духовную). Одновременно утрачивается автономия духовенства от государственной власти. Дела о преступлениях против религии и церкви переходят под юрисдикцию государственных судов так же, как и дела о преступлениях духовенства. В средневековье в принципе была исключена ситуация, когда священник наказывался государственными судами. В условиях абсолютизма церковь становится одним из общественных институтов подконтрольных государству.

 

Третье сословие также существенно меняется в новых условиях. Происходит быстрое и значительно расслоение крестьянства. Значительная его часть утрачивает земли и переходит в разряд наемных работников – пролетариатизация крестьян. Часть крестьянства в новых условиях развивающейся рыночной экономики богатеет и переходит в категорию сельской буржуазии (предпринимателей).

 

Значительное расслоение происходит и в среде городского населения. Верхние слои составляют владельцы мануфактур, купцы. Занимающиеся международной торговлей. Многие из них получают титулы и дворянское достоинство. Часть ремесленников и горожан разоряется и вынуждена работать по найму. Основной социальной силой становится средняя и мелкая буржуазия города и деревни. Она больше других слоев связана с рыночной экономикой. Буржуазия приобретает собственные политические интересы и начинает борьбу за ликвидацию сословных привилегий. Столкновение монархии и буржуазии было неизбежным. Отсюда возникли республиканские идеи. В результате основным социально-политическим конфликтом становится борьба буржуазии против абсолютной монархии за право влиять на экономическую политику, налоговую систему и за правовое равенство собственников. Результатом этой борьбы становится серия европейских буржуазных революций, в ходе которых формируются элементы новой политической системы, основанные на идее суверенитета народа, как носителя высшей власти. Отсюда народ имеет право устанавливать государственную систему. Важным элементом становится принцип равенства всех перед законом и отмена всех сословных привилегий и ограничений. Основой системы становится антиклерикализм, в результате вырабатывается основополагающий принцип свободы совести. В государственном устройстве важнейшим становится принцип разделения властей как противопоставление принципу абсолютизма. Все это было реализовано в XIX веке.

 

Таким образом, начавшиеся в XV веке изменения затронули важнейшие элементы государственного и общественно устройства и общественного сознания.

 

Формирование самодержавия в России во второй половине XVII века

 

В XVII веке России после Смуты ринулась в объятия абсолютизма, в то время как в Европе с ним начинаются бороться. Традиционно считается, что абсолютизм в России складывается в XVII веке. Действительно завершенный абсолютизм в России – эпоха Екатерины II, но начал он формироваться в эпоху Алексея Михайловича.

 

В царствование Алексея Михайловича власть царя приобретает фактический и юридический неограниченный характер. С окончательной отменой местничества и кормлений исчезает ограничение исполнительной власти царя. Он может произвольно назначать на любую государственную должность. Одновременно царь приобретает неограниченную законодательную, судебную и военную власть. Изменяется положение и значение сословно-представительных органов Боярская Дума изменяет свой состав и функции. Она состоит из примерно 200 бояр, получивших чин на службе царю. В основном это были выходцы из дворянства и приказной бюрократии. В эпоху Ивана IV 30-50 дворян – настоящие представители аристократии, например Рюриковичи. Только опричнина Ивана IV и политика Алексея Михайловича ликвидировали этот центр силы. Боярская Дума становится высшим судебным органом, выполняя также распорядительные функции. В результате она перестает быть сословно-представительным органом, а становится государственным учреждением. Функции сословного органа переходят к так называемой ближней Думе, которая состоит из нескольких человек, назначенных царем. Это не было назначением в прямом смысле этого слова, это были близкие царю люди, с которыми он считал нужным советоваться. Земские соборы утрачивают свое политическое значение и фактически перестают созываться. Еще в 70-ые годы Земские соборы созывали, но это была скорее традиция (последним считается собор 1654 года). Опорой власти монарха становится централизованный государственный аппарат. Его основу составляли приказы – центральные органы государственного управления с отраслевой и территориальной компетенцией. Были приказы как отраслевого уровня (пушкарский, стрелецкий, холопского суда и др.), так и приказы, ведавшие определенной территорией (казанский приказ, астраханские приказ, сибирский приказ). Особое значение приобретает приказ тайных дел. Он являлся личной канцелярией царя и одновременно выполнял функции политического розыска и суда. Он подчинялся лично царю. Его возглавлял тайный дьяк, назначаемый так же царем. При необходимости сюда приглашались главы силовых приказов, то есть, того же стрелецкого, разрядного, разбойного и т. д. Приказ тайных дел контролировал деятельность центральной и местной администрации. Для приказа тайных дел была разработана специальная процедура политического розыска, которая обозначалась формулой «слово и дело Государево». В этот период уже действовал розыскной процесс для уголовных дел, для политических же был введен процесс «слово и дело Государево».

 

Именно при Алексее Михайловиче было окончательно уничтожено российское боярство: каждый год под корень уничтожалось 2-3 боярских рода.

 

Важным элементом государственного аппарата становится постоянно действующая армия. Еще при Иване IV – 12-тысячное стрелецкое войско. В 60-80-ые годы создаются полки нового строя солдатские и рейтарские (тяжелая конница) общей численностью около 60 тысяч человек и постоянно действующее стрелецкое войско – 51 тысяча человек. 200 тысяч – иррегулярная дворянская конница с высокой степенью мобилизации (примерно 2 недели). Именно стрельцы позже стали основой армии Петра I. Одновременно во второй половине XVII века формируется достаточно централизованная система уголовного розыска, которую возглавляет разбойный приказ.

 

К середине XVII века в целом завершается формирование единой административно-территориальной системы. Основной единицей становится разряд, во главе которых стояли воеводы, назначаемые царем и обладавшие высшей исполнительной, военной и судебной властью на местах. Разряды делились на уезды и волости. Они также управлялись чиновниками, назначаемыми царем и подконтрольными центральной администрации. Таким образом, посредством централизованного государственного аппарата царь контролировал всю территорию страны.

 

В условиях формирующегося абсолютизма меняется социальная структура. Осуществляется переход от вассалитета к подданству. Бояре окончательно утрачивают автономию от царской власти и постепенно низводятся на положения служилого сословия. Одновременно повышается статус дворянства. Соборное уложение 1649 года дает право дворянам наследовать службу и поместье. Одновременно запрещается производить в дворяне (верстать в дворяне) представителей низших категорий служилого сословия. В результате дворянство становится замкнутым и привилегированным сословием, и начинается процесс унификации господствующего сословия – уравнения дворян и бояр.

 

Особенностью российского абсолютизма было то, что его формирование совпало с окончательным оформлением крепостного права. Соборное уложение прикрепило крестьян к земле и личности феодала. Крепостное состояние стало наследственным и бессрочным.

 

В XVII веке начинается процесс установления контроля государства над церковью. Дважды была проведена частичная секуляризация церковных земель. Соборное уложение 1649 года передало дела о преступлениях против религии и церкви под юрисдикцию царских судов. Таким образом, во второй половине XVII века в России оформляются важные элементы абсолютной монархии, но полностью данный процесс был завершен во второй половине XVIII века.

 

17.11.10

 

Политические движения России второй половины XIX века

 

1. Консервативно-охранительное направление.

2. Правительственный реформизм.

3. Российский либерализм.

4. Народничество.

5. Российский марксизм в конце XIX века.

 

Во второй половине XIX века эти идеологии были представлены лишь в умах единиц-десятков мыслителей. На тот период времени, когда мощное государство подавляло все силы, кроме себя самого, эти идеологии были не востребованы, но затем, когда складывается кризисная ситуация, государство ослабевает, требуется альтернатива, они становятся необходимыми. Не стоит надсмехаться ни над какими идеями, никто не знал, «как повернется».

 

1. Консервативно-охранительное течение. В 70-80-ые годы XIX века оформляется идея утопического монархизма как представления об идеальном для России монархическом государстве. Ее основоположниками были Николай Яковлевич Данилевский и Константин Николаевич Леонтьев. По их мнению, в XVII веке в России сложилась народная монархия, опиравшаяся на все Российские сословия. Но в результате реформ Петра I эта монархия трансформировалась в абсолютизм. Вследствие этого власть царя опиралась теперь не на сословия, а на государственный аппарат и бюрократию. Связь царя и народа была нарушена, что стало главной угрозой для российской монархии. К тому же во второй половине XIX века в Россию с Запада проникают вредоносные идеи - либерализм и социализм. Консерваторы не делали между ними различий. Социализм они считали извращением христианских идей и полагали, что его реализация приведет к формированию в России общества более жестко стратифицированного, чем феодализм. В принципе, в социалистическую идею изначально была заложено преимущество интересов общества, над идеями личности, поэтому каждая личность должна была служить обществу – профессиональная направленность человека, которая назначалась с детства независимо от желания человека. Человек должен быть тем, кем ему предложит быть общество, чтобы он был полезен. Идеи либерализма они считали нереализуемыми в России, поскольку любое ослабление государства приводит к смуте, гражданской войне, в результате в России возможна либо монархия, либо анархия. К счастью для России большая часть народа (почва) оставалась верной традиционным ценностям и идеалам, основанным на религиозности и монархизме. Носителем западных идей был иллюзорно тонкий слой цивилизации – часть интеллигенции, студенчество. Сторонники данного течения призывали к реставрации сословной монархии. В принципе, черносотенцы тоже монархию России не считали идеальной и признавали идею представительного органа. На рубеже XIX-XX веков главным идеологом консерваторов становится Константин Петрович Победоносцев (воспитатель Николая II, был обер-прокурором, эрудированный человек, великолепный оратор). По мнению Победоносцева, в России сложилась монархия внутренне единая с народом, поэтому он исключал возможность каких-либо государственных и политических реформ. Данилевский, например, не считал, что в России что-то не так, что бюрократизация – необходимая часть России, что возврата к прошлому не может быть (реставрация монархии XVII века). Победоносцев призывал к ужесточению борьбы с либеральной и революционной идеологией («железный занавес» - Победоносцев). В социальной сфере Победоносцев считал необходимым сохранение привилегий дворянства, как главной социальной опоры монархии. Он предлагал систему государственных мер для экономической и моральной поддержки дворянства, страдавшего от результатов реформ 60-ых годов. Трудно сказать, насколько эти идеи были реализуемыми, но его анализ определенно соответствовал действительности. Он выступал за поддержку и сохранение крестьянской общины как важнейшего социального стабилизатора деревни. В экономической области он наставил на сохранении ведущей роли государства в стратегических отраслях: тяжелой промышленности, внешней торговли и на развитии рыночной экономики под строгим контролем государства. В общем-то, он достаточно верно указывал на связь в развитии рыночной экономики и демократических институтов. Сторонники данного направления считали существовавший в России государственный, общественный и экономический строй оптимальным и исключали возможность каких-либо реформ.

 

2. Правительственный реформизм. В России достаточно часто пытаются найти либерализм там, где его не было – в головах российских монархов. В правительственном лагере России во второй половине XIX века формируется течение, сторонники которого считали, что для сохранения в России основ существующего государственного строя необходимы серьезные социально-экономические реформы. Условием проведения этих реформ было исключение участия общества. Они должны были проводиться исключительно государством. Можно выделить 3 этапа правительственного реформизма во второй половине XIX – начале XX века:

 

1. Реформы 60-70-ых годов XIX века. Особенностью данного этапа было то, что лидером реформаторов был царь – Александр II. Поэтому реформы носили наиболее объемный и последовательный характер. Их главным результатом было освобождение, в том числе экономическое, крестьянства, составлявшего большую часть населения России. Здесь следует иметь ввиду, что конечно многое и не было доведено до конца, но это все таки была свобода. Кроме того, обычно пишут, что разорение помещиков было вызвано тем, что они не были приспособлены к рыночной экономике, но не говорят, что крестьяне так же были не приспособлены. В результате в России складываются предпосылки для ускорения развития по капиталистическому пути, однако позитивные последствия реформ начинают проявляться только через 10-15 лет.

 

2. 80-90-ые годы XIX века. Содержанием этого этапа стали подготовка и проведение индустриализации. Лидером реформаторов становится Сергей Юльевич Витте. Контрреформы Александра III привели к стабилизации российского общества. Почему Китай остается инвестиционно-привлекательным? В силу социальной стабильности. По мнению Витте только ускоренная индустриализация могла позволить России сохранить статус великой державы. На основе современной тяжелой промышленности можно было провести перевооружение армии, что в условиях нарастания противоречий в Европе было жизненно важно. В случае не проведения индустриализации Россия могла превратиться в сырьевой придаток Европы. Современная промышленность необходима был для создания высокоразвитого сельского хозяйства. Это решало и социальную проблему – выведение крестьянства из нищеты. Для ускорения развития тяжелой промышленности правительство приняло ряд мер:

· Была введена государственная монополия на внешнюю торговлю зерном. Если сейчас мы сидим на трубе с газом и нефтью, то тогда Россия сидела на мешке с зерном. Один из министров Александра III сказал в запале: «Не доедим, но вывезем!». В этом плане политика Александра III очень похожа на политику Сталина в проведении индустриализации.

· Была введена государственная монополия на производство водки, что значительно пополнило бюджет страны.

· Был введен золотой паритет рубля – возможность обмена бумажных денег на золото. В результате Россия стала наиболее инвестиционно-привлекательной страной в Европе, и инвестиции в промышленность России увеличились в 5-6 раз. В результате во второй половине 90-ых годов Россия вышла на первое место в мире по темпам роста промышленного производства. Но нужно заметить, что инвестиции шли, прежде всего, в тяжелую промышленность.

 

3. 1905-1914 годы. В результате ПРР в России вводятся элементы парламентаризма и многопартийности. Абсолютная монархия трансформируется в дуалистическую. Но политические реформы носили очевидно вынужденный характер и были связаны с ослаблением власти царя. Поэтому, как только революция ослабевает, окружение царя делает все, чтобы минимизировать влияние Государственной Думы и политических партий. Другим результатом революции стали Столыпинские реформы. Революция показала, что крестьянство утратило монархические иллюзии и стало социальным противником самодержавия. Поэтому главной целью реформ Столыпина было создание многочисленного социального слоя крестьян собственников, которые стали бы опорой действующей власти. Однако в результате гибели Столыпина и начавшейся ПМВ реформы были свернуты.

 

 

Особенностью российского реформизма было то, что все реформы проводились сверху без участия общества. При этом государство всегда запаздывало с проведением реформ. На момент их начала общество требовало уже гораздо большего, поэтому реформы в России носили догоняющий характер. Кроме того, лидером первого этапа реформ был Александр II. Александр III и Николай II были консерваторами, что ослабляло позиции реформаторов. В конце XIX становится очевидным кризис российской государственности. Ослабевает государственный аппарат, который был главным инструментом в проведении реформ. В начале XX века резко усиливается противостояние государства и общества. В результате общество больше не доверяет государству, блокирует все его предложения. Таким образом, российские реформы носили затухающий характер. Реформаторский потенциал существующего государственного строя был исчерпан, результатом этого стали революции 1917 года.

 

3. Российский либерализм. Либерализм по своему определению был буржуазной идеей, он был рожден развитием буржуазных отношений. Российский либерализм формируется в 40-50-ые годы XIX века в ходе дискуссии между западниками и славянофилами. Достаточно частое убеждение: все славянофилы – консерваторы, все западники – либеральные реформаторы. Нужно помнить, что западники и славянофилы – это не два противоположных лагеря. Те же славянофилы понимали, что не все, что пришло с Запада – плохое. Среди этих двух течений рождается средняя линия – западники, которые понимают, что нельзя «тупо» копировать все с Запада, и славянофилы, которые понимали, что нам есть что перенять у Запада. Основой компромисса становится «теория заимствования» Бориса Николаевича Чичерина. Он определил основным законом развития человечества усиление связи между странами и народами, а также их взаимовлияние. В то же время он отрицал существование народов передовых и отсталых, поскольку каждый народ вносит свой вклад в прогресс человечества. Поэтому русские либералы предполагали, что Россия не должна слепо копировать западную модель развития. По мере развития России будут восприниматься определенные элементы европейского общества с условием их адаптации к российской действительности. Чичерин вообще отрицал понятия «западной» и «восточной» моделей. Особенностью российского либерализма было то, что в России еще не сформировалась буржуазия, как самостоятельная социально-политическая сила, поэтому социальной опорой Российского либерализма становится дворянская интеллигенция. Идеологии российского либерализма подчеркивали особую важность для России вопросов о свободе личности и о роли государства. Личность в России всегда подавлялась патриархальной семьей, а затем деспотическим государством, поэтому у россиян отсутствовало представление о свободе личности, как системе прав, обеспечиваемых и защищаемых государством. У россиян господствовало понятие «воля» как полная независимость от государства и социальных норм. Между тем человеческая личность реализуется только в обществе, но здесь ее свобода ограничивается другими личностями. Поэтому необходим компромисс, который заключается на основе права. Отсюда право – не произвол законодателя и не общественный договор, а регистрация основных и естественных прав человека. Свобода личности должна реализовываться в гражданских и политических правах. Но полная свобода личности невозможна без экономических свобод, основой которых является частная собственность. Поэтому российские либералы считали развитие рыночной экономики на основе неприкосновенности частной собственности важнейшим элементом установления свободы личности в России.

 

24.11.10

 

Второй важнейший вопрос – отношение к государству. По мнению либералов, общество и государство были явлениями разного порядка. Общество – совокупность частных стремлений и интересов, разнонаправленных по своей природе. Государство придает форму обществу и определяет общую направленность интересов личности. Как в математике - совокупный вектор нахождения компромисса. Главной задачей государства является достижение общественного компромисса. Государство рассматривалось как сила, стоящая над обществом и контролирующая его. Надо сказать, что в философии существовала устойчивая тенденция к тому, чтобы определять хорошие и нехорошие формы правления. Демократия – хорошая, охлократия – нет. Русские либералы не делили формы правления на хорошие и плохие. По их мнению, любая форма правления могла стать оптимальной для данной страны в зависимости от особенностей ее исторического развития, политической и социально-экономической ситуации. Учитывая сложности с возможностью реализации в России либеральной модели, Российские либералы предполагали необходимость сильной государственной власти. В России еще не сложилась социальная опора для либеральных реформ. По их мнению, она должна будет сформироваться в результате развития и политической активизации буржуазии и срастания с ней части помещиков, которые адаптируются к рыночной экономике. В результате российские либералы полагали, что еще длительный период государство будет главной движущей силой реформ. Как сторонники либеральной модели они склонялись к постепенному формированию в России конституционной монархии, но ее реализацию относили на очень длительную перспективу. Для возможности внедрения и использования в России преимуществ демократии, всеобщего избирательного права необходима длительная работа по повышению культурного уровня населения и создания гражданского общества. В отсутствии таковых предпосылок в России должна сохраняться сильная власть царя. То есть, русские либералы выступали за сохранение абсолютной монархии. Российский либерализм второй половины XIX века носил дворянский и консервативный характер. Социальной опорой этой модели либерализма являлось земской движение. Однако на рубеже XIX – XX веков формируется новое, более радикальное течение русского либерализма. Оно распространяется в среде научной интеллигенции, студенчества. Сторонники данного течения считали, что в России необходимы быстрые и радикальные реформы, и прежде всего в политической области. Необходимо было добиваться преобразования России в конституционную монархию и введения всеобщего избирательного права. Тогда, опираясь на демократическое государство, интеллигенция смогла бы возглавить реформы в России. Предполагалось также ускоренное проведение социальных реформ: установление 8-часового рабочего дня, легализация профсоюзов и начало аграрной реформы. В начале XX века различия между консервативным и радикальным крылом либерализма усиливаются, что стало основой для образования двух либеральных партий в России – октябристов и кадетов.

 

4. Народничество было российской разновидностью аграрного социализма, ориентированного на условия страны с абсолютным преобладанием крестьянства. Другое дело, что сами крестьяне ничего этого не понимали. Основоположниками народничества были Александр Иванович Герцен и Николай Гаврилович Чернышевский. Нельзя сказать, что эта концепция была утопией. По мнению основоположников народничества, Россия могла построить социалистическое общество, минуя капитализм. По их мнению, в России уже существовал важный элемент будущего социалистического общества – крестьянская община. По мнению Герцена, община с ее развитым самоуправлением и коллективным землепользованием воспитывает в крестьянах общественное сознание. Чернышевский указывал, что крестьянская община оптимально сочетает интересы крестьянина-собственника и крестьянина-труженика. Герцен считал, что крестьянин это уже готовый социалист, которому нужно лишь показать это, это и будет революцией. Другие социалисты считали, что в крестьянине уже есть что-то буржуазное. И Герцен, и Чернышевский предполагали, что после революции необходим будет переходный период, для повышения культурного уровня и развития производительных сил. Социализм они видели как более развитие общество, обеспечивавшее высокий жизненный уровень всем трудящимся. Чернышевский подчеркивал, что в переходный период будет неизбежным соревнование между индивидуальными крестьянскими хозяйствами и коллективными, и коллективные должны будут доказать свое превосходство. Развитию социалистического потенциала общины мешали внешние враждебные силы – самодержавие и крепостное право. Поэтому построение социализма в России возможно будет только через народную революцию, которая свергнет самодержавие и уничтожит крепостное право. В России была создана единая народническая организация «Земля и Воля» и просуществовала она с 1861 до 1864 года, затем в 1876 организация была воссоздана и просуществовала до 1879 года, когда разделилась на террористическую «Народную Волю» и «Черный передел», выступавший за длительную подготовку революции. Наряду с ними были другие организации. В то же время в народническом движении определились 3 направления, различавшиеся подходами к формату будущей революции:

· Лидером пропагандистского направления был Петр Лаврович Лавров. По мнению Лаврова, для победы революции в России необходима ее длительная и тщательная подготовка. Содержанием подготовки революции должна была стать пропаганда и агитация социалистических идей в среде крестьянства. Для этого необходимо было создать партию профессиональных революционеров, которая первоначально будет состоять из интеллигенции. По мнению Лаврова, России нужно созреть для революции, нужна подготовка.

· Второе течение – заговорщики. Автор – Петр Никитич Ткачев. Он считал, что любое крестьянское выступление обречено на поражение. Все социалисты с уважением относились к карательным органам государственной машины. Ткачев предлагал провести революцию в два этапа:

1. Заговор и подготовка свержения самодержавия. Этим будет заниматься организация профессиональных революционеров, работающих в глубоком подполье в условиях жесткой конспирации. Революционеры должны проникнуть во все силовые структуры и в нужный момент методом индивидуального террора уничтожить царскую семью и высшее чиновничество. Подавив таким образом сопротивление самодержавия, можно было переходить ко второму этапу.

2. Предполагалось участие широких слоев народа. Содержанием второго этапа будет строительство социализма. Построение социалистического общества Лавров и Ткачев видели примерно одинаково. После революции нужно было провести всеобщие выборы и сформировать представительный орган, который определит политическое устройство России. Уже в ходе революции должно быть создано Революционное Правительство, которые будет состоять в основном из революционеров. Именно это правительство будет контролировать выборы и проведение последующих преобразований. И Лавров, и Ткачев уделяли огромное влимание революционной партии. В экономической области необходимо было конфисковать помещичьи земли и ликвидировать частную собственность на все средства производства, в том числе и на землю. Далее предполагалось развитие различных форм общественной собственности. Ткачев предлагал все поделить сразу, а по мнению Лаврова, нельзя было лишать крестьян собственности на землю без подготовки.

· Бунтарское течение. Михаил Александрович Бакунин. Бакунин считал, что в России сможет победить только общенародная революция, которая начнется как всеобщее восстание одновременно по всей России. Он выступал против какой-либо подготовки революции, поскольку это может вызвать выступление в одном из регионов, которое будет подавлено. Тем не менее, Бакунин предполагал создание революционной партии, которая будет координировать уже начавшуюся революцию. То есть, революционеры должны готовиться к революции, но не подталкивать ее. Бакунин подчеркивал, что любое государство по своей природе является машиной для подавления народа и революция не сможет изменить эту сущность государства, любое революционное правительство вынуждено будет подавлять собственный народ, то есть, других методов государство не знает. Поэтому государство как форма организации общества должно быть ликвидировано уже в ходе революции. После этого необходимо перейти к полному самоуправлению. Власть при этом не исчезает, а приобретает иные формы. Она строится исключительно снизу, только на выборной основе. При этом не должно быть профессиональных управленцев, все должностные лица выполняют функции на общественных началах. Общество строится на федеративной основе по национальному и территориальному принципу. Община объединяется в ассоциации, ассоциации - в областные образования, а те - в страну.

5. Российский марксизм в конце XIX века. В 80-90-ые годы XIX века в России формируется несколько существенно отличных друг от друга течений марксизма. Ортодоксальный марксизм возглавил Георгий Валентинович Плеханов, который стал одним из создателей Группы освобождения труда. (1883 – Женева). По мнению Плеханова, капитализм в России развивался быстрыми темпами и создавал мощные производительные силы. Важнейшим элементом производительных сил был российский пролетариат, он занимал особое положение в обществе, и развитие капитализма объективно готовило пролетариат как лидера будущей социалистической революции. Общественный характер труда, концентрация рабочих на крупных предприятиях, использование сложной машинной техники делали пролетариат самым организованным и сознательным классом. Постоянно усиливающаяся эксплуатация делала пролетариат самым революционным классом. Однако пролетариат не являлся носителем социалистического сознания. Внесением этого сознания в пролетариат должна была заниматься революционная рабочая партия, состоявшая первоначально из интеллигенции. Плеханов как бывший народник разочаровался в крестьянстве и считал, что русское крестьянство политически аморфный, а часто – консервативный класс. Поэтому для победы социалистической революции необходим длительный этап развития капитализма. Пролетариат должен стать большинством населения России и развить свои лидерские начала. Учитывая сохранение в России мощных пережитков феодального общества, Плеханов настаивал на необходимости двух революций. Первая революция, буржуазная, должна свергнуть самодержавие, установить буржуазную республику и создать условия для нормального развития капитализма. Затем последует достаточно длительный этап (80 – 100 лет) мирной капиталистической революции, и только когда созреют все предпосылки, можно будет переходить к социалистической революции, которая установит диктатуру пролетариата и ликвидирует частную собственность и классовое деление общества. Данное направление становится основным в российском социал-демократическом движении и идейной основой для создания РСДРП. В 80-ые годы XIX века марксизм становится популярной идеологией в среде российской научной интеллигенции. Она воспринимает его критически, адаптируя к новым, изменившимся условиям конца XIX века. В результате формируется легальный марксизм. Его основоположниками были Бердяев, Струве, Изгоев, Франк. Главной фигурой становится Петр Бернгардович Струве, который поставил под сомнение философские основы марксизма, увидев противоречие его с гегелевской диалектикой. Струве считал, что марксистский закон отрицания-отрицания противоречит философскому закону тождества. Причины и следствия могут различаться по форме, но должны иметь общее содержание, поэтому капитализм и социализм должны иметь общее содержание. Социализм интерпретации Струве является высшей фазой капитализма, поэтому переход от одного общества к другому не обязательно прерывается революцией.

 

01.12.10

 

Исходя из марксистской идеи о прогрессивном развитии человечества капиталистическая формация была более высокой стадией развития по отношению к феодализму. Поэтому для России капитализм станет значительным шагом вперед. При этом Струве делал акцент на положительных сторонах капитализма. С приходом в Россию капитализм разовьет мощный производительные силы, создаст рыночную экономику и повысит жизненный уровень населения. В политической области будет построено демократическое республиканское государство. При этом Струве не отрицал негативных черт капитализма, а именно: эксплуатации, имущественного неравенства, но полагал, что, поскольку любое общество в том числе капиталистическое развивается прогрессивно, то капитализм будет избавляться от негативных черт и на определенном этапе перерастет в социализм. На самом деле логика здесь есть. Основная идея Маркса – прогрессивное развитие. Каждое общество развивается к лучшему, а значит и капитализм. И тут марксисты себе противоречили. У Плеханова капитализм – ад. А по логике Марксизма капитализм должен улучшать. Струве выступал против идеи диктатуры пролетариата. По его мнению, социалистическое государство тоже может быть правовым и демократическим, где право стоит над политикой. При диктатуре пролетариата политика доминирует над правом. Этот тезис Струве не мог не вызывать ненависти и у Плеханова, и у Ленина. Идея была в том, что через парламент можно улучшать капитализм и в конце концов прийти в социализм.

 

В 90-ые годы XIX века в Российском марксизме формируется новое течение – экономизм. Его лидеры – Кускова Екатерина Дмитриевна, Прокопович Сергей Николаевич. Кускова тоже может считаться ревизионисткой. По мнению экономистов, в условиях российского самодержавия политическая революционная борьба возможна только в условиях жесткой конспирации. Поэтому революционная рабочая партия неизбежно будет оторвана от рабочего движения. Поэтому необходимо разворачивать рабочее движение с борьбы за экономические требования. Следует создать массовое рабочее движение и добиваться легализации профсоюзов. И только после того, как будет создана действительно массовое рабочее профсоюзное движение, можно будет переходить к политической борьбе и созданию партий. При этом экономисты не отрицали возможности использования революционных методов борьбы, но опираясь на опыт Западной Европы, считали эффективными легальные методы. Экономисты не были допущены на съезд РСДРП и в дальнейшем не принимали участия в движении. В российском рабочем движении экономизм остался лишь тупиковым ответвлением. И это не злой гений Ленина, а просто объективная реальность. Обострения борьбы в российском обществе привели к тому, что в российской социал-демократии возобладало радикальное (революционное) крыло, и абсолютно доминирующей силой стала РСДРП.

 

Формирование политической системы диктатуры партии большевиков в 20-30-ые годы XX века

 

Сразу же после Октябрьской революции и затем весь период гражданской войны начинается формирование новой политической системы Советского государства. Оно происходило одновременно по нескольким взаимосвязанным направлениям:

 

1. Переход от многопартийной системы к однопартийной системе. К февралю 1917 года прекратили существование черносотенные движения и октябристы. Кадеты в феврале-октябре 1917 года являлись правящей партией, но после Октябрьской революции декретом СНК от 28 ноября 1917 года кадеты были объявлены вне закона. Ленин ненавидел кадетов («кадетишки»). Милюков относился к Ленину примерно так же. Декрет назывался «Об аресте вождей контрреволюции». В этом декрете великолепно просматриваются Якобинские традиции. Кадеты сразу перешли к открытой вооруженной борьбе против Советской власти и стали главными идеологами белого движения. Поэтому после поражения Белого движения кадеты прекратили существование как российская партия. Большая часть кадетов успела убежать вместе с Деникиным. Какое-то время они еще существовали за границей и мечтали вернуться назад в Россию. В конце они склонились к тому, что Россию спасет только диктатура. Правые эсеры после Октябрьской революции перешли в оппозицию к большевикам, а в июне 1918 года перешли к открытой вооруженной борьбе. Левые эсеры до лета 1918 года составляли правящую коалицию с большевиками, но в июле 1918 года так же перешли к борьбе с большевицким режимом. С лета 1918 года эсеры были объявлены вне закона на территории Советской Республики. В результате поляризации сил в ходе гражданской войны в конце 1918 года социалистические партии были поставлены вне закона и на территории, контролируемой белым движением. К концу гражданской войны партия эсеров значительно пострадала и от красного и от белого террора. С 1920 года эсеры отказались от вооруженной борьбы против Советской власти. Они сохранили присутствие в Советах (но не влияние), но в 1922-1923 годах в результате инспирированных большевиками судебных дел партия эсеров прекратила существование («социалистический теплоход»). Меньшевики весь период гражданской войны занимали лояльную позицию по отношению к советской власти. Но в июне-ноябре 1918 года их деятельность была приостановлена. Большевики говорили, что меньшевики зло, но меньшее, чем контрреволюция. К началу 20-ых годов меньшевики сохранили влияние в профсоюзном движении, но в ходе процессов 1922-1923 годов лидеры меньшевиков были арестованы и репрессированы. В результате в 1923 году партия большевиковосталась единственной политической партией в России.

 

2. В период гражданской войны изменяется сама система Советов. В феврале-октябре 1917 года Советы были органом политической активности населения и самоуправления определенных социальных групп – рабочих и крестьян, прежде всего. С октября 1917 года Советы становятся органами государственной власти. Согласно Конституции РСФСР 1918 года высшим законодательным органом был Всероссийский съезд Советов (ранее рабочих, крестьянских и солдатских депутатов). Однако постепенно реальная власть переходит от представительных к исполнительным структурам советов. Постоянно действующим законодательным и распорядительным органом был ВЦИК, но с 1919 года он переходит к сессионному принципу работы. Одновременно законодательные функции передаются Президиуму ВЦИК и СНК. На местах власть также переходит от представительных Советов к Исполкомам. Кроме того, после фактического изгнания из Советов представителей других социалистических партий уже с середины 1918 года Советы полностью контролируются большевиками. Поэтому реально высшим органом становятся съезды партии большевиков. Здесь принимаются важнейшие политические решения. Съезды советов только легитимируют эти решения. Согласно программе РСДРП профсоюзы должны были после социалистической революции установить контроль над обобществленным производством. Но в 1919 году на 8 съезде партии большевиков профсоюзы были отстранены от управления экономикой. Фактически большевики пошли вразрез с собственной программой. Управление экономикой было передано государственным органам – главкам, ВСНХ. Таким образом, коммунистическая партия становится стержнем политической системы, она контролирует Советы и все общественные организации, в том числе посредством кадровой политики. Только коммунист мог возглавлять любую из общественных организаций.

 

3. Постепенно трансформируется и сама коммунистическая партия. С октября 1917 года она становится правящей в составе коалиции леворадикальных партий, а с лета 1918 года – единственной правящей партией на территории РСФСР. После победы в гражданской войне РКП(б) становится правящей партией в масштабах всей страны. Согласно уставу партии высшим органом являлся Съезд, но постепенно властные полномочия сосредотачиваются в ЦК. В то же время в период гражданской войны численность ЦК увеличивается (свыше 100 человек) и с 1919 года пленумы ЦК собираются периодически. Для каждодневного руководства партией были созданы Политической бюро ЦК (5 членов) и Организационное бюро ЦК (5 членов). Учитывая, что члены этих партийных органов одновременно занимали высшие государственные должности, складывается ситуация, когда 10-12 лидеров компартии обладали всей полнотой власти. В этих условиях в партии складывается система вождизма - идея о непогрешимости и безошибочности вождей. Формируется также строгая иерархия вождей. Безусловным лидером был Ленин, затем Троцкий (незначительно ниже). Вождями второго плана становятся Каменев, Зиновьев, Бухарин. В годы гражданской войны существенно меняется состав коммунистической партии и ее руководство. До Февральской революции большинство большевиков были выходцами из интеллигенции, как правило, хорошо образованными. В период гражданской войны в партию хлынул поток рабочих и крестьян, составлявших к 1920 году абсолютное большинство. Одновременно меняется и руководящий состав. Согласно уставу, все руководящие должности в партии были выборными, но уже с 1918 года фактически большинство руководителей в партии назначалось. В этих условиях резко усиливается влияние секретариата ЦК. Он берет на себя отбор кадров и из технического органа превращается в важнейший политический. В 1921 году секретариат возглавляет И. В. Сталин. Причем до него эта должность была «секретарь он и есть секретарь». Специально для него была изобретена должность «Генеральный секретарь» - звучит куда важнее. Но Сталин смог сделать из этого хороший инструмент для последующей политической борьбы. Большинство руководителей среднего и низшего звена в партии начала 1920-ых годов было малограмотным. В то время даже была дискуссия: может ли большевик подписываться крестиком или нет. В этих условиях в коммунистической партии разворачивается борьба за власть. С конца 1921 года Ленин отходит от управления партией и страной. В 1923 году все основные лидеры коммунистической партии объединяются против Троцкого (аналогично ситуации после смерти Сталина – против Берии). Он был снят с поста председателя Реввоенсовета. Он был лишен контроля над армией. В 1925 году неожиданно разворачивается борьба между Каменевым и Зиновьевым с одной стороны и Сталиными и Бухариным с другой стороны. В 1927 году создается объединенная оппозиция, которую составляли Троцкий, Каменев и Зиновьев – левый уклон (хотя существует точка зрения, что то была провокация Сталина). Впервые к внутрипартийной борьбе были подключены карательные органы – ОГПУ. Против оппозиции начались репрессии. В 1928 году был объявлен правый уклон, куда вошли Бухарин, Рыков, Томский. В результате в 1930 году на XVI Съезде ВКП(б) все оппозиционеры были исключены из партии. Таким образом, к концу 20-ых началу 30-ых годов складывается политическая система советской власти, ядром которой являлась коммунистическая партия. Одновременно формируется режим личной власти Сталина.