Лекция №6

(Продолжение)

Изучение литературного процесса, выявление его закономерностей связано с такими понятиями как:

· жанровый ряд

· жанровая система литературного направления

· индивидуальная жанровая система

Понятие жанровый ряд обозначает совокупность текстов в мировой и национальных литературах, принадлежащих к разновидностям определённого жанра.

Понятие жанровая система литературного направления предполагает выявление системных связей между жанрами и воздействие доминирующих жанров на другие жанры, что связано с возможностями определённых жанров наиболее эффективно выражать концепцию мира и человека, предлагаемую читателю авторами литературного направления.

Например, в сентиментализме для выражения концепции чувствительного человека наиболее приспособлены жанры исповеди, дневника, путешествия, письма, записок, послания, повести. Поэтому именно данная группа жанров составляет ядро жанровой системы сентиментализма. В романтизме данную функцию выполняет другая группа жанров, а именно поэма, баллада, дума, фрагмент, новелла, литературная сказка и т.д.

Понятие индивидуальная жанровая система призвано описать и объяснить каким именно жанром определённый мастер слова обращается на протяжении своего творческого пути, в какой последовательности и на каких временных отрезках он работает в данных жанрах и как эти жанры взаимодействуют между собой, так они выражают ценностные устремления и творческую индивидуальность художникам. В качестве примера следует назвать монографии Субботина «Маяковский сквозь призму жанра» и Захарова «Система жанров Достоевского».

Специалистами выделяются три стадии развития художественного сознания:

1. Синкретическая – это стадия мифа и фольклора

2. Традиционалистская (с античности до конца 18 века). Важнейшие категории описания текстов на этой стадии – традиция и канон.

3. Индивидуально-творческая (с начала 19 века до сегодняшнего). Важнейшие категории её описания – автор, произведение, читатель.

Именно на третьей стадии в литературе появляется многообразие индивидуальных творческих систем. Развитие жанров на второй стадии обычно именуется каноническим развитием, а сами жанры называются каноническими. На третьей стадии развитие именуется неканоническим, а сами жанры – неканоническими.

В теории литературы установлена связь между литературными родами и жанровыми группами. К лирическим жанрам относят жанры:

· элегии,

· послания,

· оды,

· мадригала,

· сонета,

· песни,

· лирической миниатюры и др.

К эпическим жанрам – жанры

· новеллы,

· рассказа,

· повести,

· романа-эпопеи,

· эпопеи и т.д.

К драматическим жанрам относят жанры:

· комедии,

· трагедии,

· трагикомедии,

· водевиля,

· фарса,

· мистерии,

· миракля,

· комической оперы.

К лироэпическим жанрам, т.е. к жанрам, возникающим на стыке лирики и эпоса, а потому имеющим черты обоих литературных родов относят жанры –

· баллады,

· поэмы,

· басни и т.д.

К эпико-драматическим жанрам относят жанр романа, т.к. он имеет черты эпоса (например многоперсонажность, развитая сюжетность, описание сложности отношений человека и мира), а также черты драмы (обострённость конфликта героя и мира, интерес к действенному герою, укрупненная и аффектированная изображение человека).

Над индивидуальным художественным системам или литературным направлениям относят

· барокко,

· классицизм,

· сентиментализм,

· романтизм,

· классический реализм,

· модернизм,

· постмодернизм

В рамках литературных направлений выделяют жанрово-стилевые течения. Например:

· эстрадная поэзия

· «тихая» лирика

· «деревенская» проза

· «военная» проза

· Концептуализм

· Символизм

· Экспрессионизм

· Футуризм

· Акмеизм и т.д.

Литературный процесс также описывается категориями

· литературное поколение

· группа и группировка

· кружок

· плеяда

· круг писателя

· а также исторически закрепившимися метафорическими формулами (золотой век, серебряный век, железный век и т.д.)

В последние десятилетия в науке предпринимается попытка описать цикличность литературного развития. Это привело к понятию цикл литературного развития, хотя до сих пор отсутствуют авторитетные концепции его применения широкому историко-литературному материалу

С 1920х гг. в науке утвердилось понятие литературный быт (его ввёл Ю.Н. Тынянов). Это понятие включает формы бытового общения писателей между собой, писателей с читателями и слушателями, а также обстоятельства работы автора над текстом:

· Манифесты

· Вечера

· Поэтические турниры, конкурсы, дуэли, драки, скандалы

· Публичные полемики в прессе

· Сотрудничество с изданиями

· Гонорары

Выдающиеся русские литературоведы:

19 век

· Александр Веселовский

· Фёдор Буслаев

· Александр Потебня

· Дмитрий Овсяннико-Куликовский

· Александр Афанасьев

20 век

· Юрий Тынянов

· Михаил Бахтин

· Владимир Пропп

· Борис Эйхенбаум

· Виктор Виноградов

· Юрий Лотман

· Вячеслав Иванов

· Павел Сакулин

· Игорь Смирнов

· Владимир Топоров

· Сергей Аверинцев

· Александр Панченко

· Александр Жолковский

· Михаил Эпштейн