Литературные роды и жанры
Лекция №5
(Продолжение)
Элементом повествовательной композиции текста является и несобственно прямая речь – это такая форма организации речи, при которой форма субъекта речи не совпадает с субъектом сознания.
Например: Ему казалось, что она чертовски привлекательна.
Форма субъекта речи – неличный повествователь.
Субъект сознания (т.е. носитель сознания) – он (тот, кому казалось)
Рабочая схема анализа лирического произведения
1. Лирический субъект
2. Тематическая композиция:
А) Лирический сюжет
Б) Система персонажей
В) Художественное пространство и время
Г) Мотивная и лейтмотивная организация
Д) Предметно-вещный мир
3. Стиховая композиция
А) Принадлежность текста к системе стихосложения
Б) Строфичность/нестрофичность
В) Наличие/отсутствие рифмы, типы рифмы
Г) Характер рифмовки
Д) Наличие/отсутствие тропов, их виды
Е) Поэтическая графика и фонетика (аллитерация и ассонанс)
Ж) Поэтическая лексика и грамматика
З) Поэтический синтаксис и пунктуация
И) Интонационно-ритмические особенности
Со времен Аристотеля принято традиционно выделять три литературных рода:
1. Лирика
2. Эпос
3. Драма
В науке были попытки выделения иных родов.
Например: роман (Днепров), сатира (Борев), но эти предложения были отвергнуты большинством учёных.
Эта система уже более десятка веков принята мировой филологической мыслью.
Деление на роды нельзя путать с делением на типы художественной речи.
Лирическое произведение может быть написано как стихами, так и прозой.
Например: стихотворения в прозе И.С. Тургенева, «Песнь о буревестнике» М. Горького.
Кроме того, эпические произведения могут быть написаны стихами.
Например: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина или стихотворные повести раннего классического реализма.
Классическими в 18-19 веках стали пьесы в стихах.
Например: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Снегурочка» Островского, «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
Принято считать, что лирика осваивает сферу субъективного духовного опыта и как бы её объективирует.
Драма осваивает и объективирует сферу действия, которую она укрупняет, развёртывает, аффектирует.
Драматические произведения обычно предназначены для сцены и потому, чаще всего соответствуют культуре общения и стандартам игры определённой эпохи, но параллельно с этим на рубеже 18-19 веков возник тип пьесы для чтения, т.е. пьеса могла быть не поставлена.
Эпос осваивает многообразие мира, уравновешенность субъекта и объективной реальности. С этим связаны персонажность и сюжетность текстов эпического рода.
Теория литературы предполагает наличие межродовых форм, в частности лироэпических и лиродраматических, а также эпикодраматических. За литературными родами закреплены определённые группы жанров.
Есть три основные концепции жанра, как феномена.
1. Жанр – это отвердевшая содержательная форма (концепция ИМЛИ – институт мировой литературы)
2. Жанр – это перекрёстное образование жанровой формы и жанрового содержания, которое каждый раз устанавливается заново (концепция учёных МГУ – московский государственный университет)
3. Жанр – это исторически сложившийся тип строить и завершать произведение, как целостное высказывание (концепция М.М. Бахтина и учёных РГГУ)