Функции литературы

Концепция происхождения искусства слова

Концепция – это система представлений о чём-либо

1) Божественное происхождение искусства

2) Происхождение из мифа, удерживаемого народным сознанием

3) Искусство выражает интересы определенных общественных групп или элит (социологическая концепция)

4) Всё диктуется возможностями языка, который определяет законы искусства (постструктуралистическая концепция)

5) Литература – это продукт воздействия и развития всей мировой культуры (социологический подход)

6) Литература является вымещением биопсихических особенностей творца. Или коллективно бессознательного (психоаналитическая концепция)

7) Искусство (морфологическая концепция), т.е. мастерское владение приёмом обработки материала и манипуляция читательскими ожиданиями с помощью этих приёмов.

Лекция №2(продолжение)

1) Информативная (словесный текст несет какой-либо объём информации)

2) Знаковая (некий набор знаков)

3) Познавательная (отношения объекта и субъекта, информация ориентирует человека в пространстве)

4) Эвристическая (нечто открывающее новое, в т.ч. себя)

5) Воспитательная (соотношение внутреннего мира с зеркалом, помогает проиграть человеку варианты собственной судьбы и оценить перспективы собственной жизни)

6) Коммуникативная (две стороны: 1 – сам человек испытывает потребность в общении, и она удовлетворяется; 2 – человека учит литература этой коммуникации, не как процессу, а как теме) «Если ты умеешь читать, ты можешь дружить с лучшими людьми человечества» - Н. Карамзин

7) Компенсаторная (это значит, что у Вас недостача в дружбе, в гармонии, в любви, в семейных отношениях и литература эту прореху компенсирует)

8) Гедонистическая (от слова гедонизм – это учение об удовольствии; мировоззренческая система о получении в жизни удовольствия и в этом смысле литература способна доставлять человеку удовольствие (так называемая массовая литература, которая рассчитана на стереотипное сознание, на читательское ожидание (что ждешь – то и получишь)

9) Эстетическая (она выступает там, где за текстом стоит определенная модель мира; возникает лишь там, где эта модель носит положительно-приемлемый характер, где мне хочется остаться и дальше жить)

Понятие «автор» и его значения

1) Автор биографический (т.е. это реальное физически существовавшее лицо, жившее в первичной реальности и умершее в ней. Он всегда находится за рамками текста, поэтому искать его в тексте не нужно) Литература или любой вид искусства – это вторичная реальность!

2) Автор художественный (Он всегда реализуется произведением, как художественной целостностью в развитой системе средств выражения авторской позиции. Он всегда внутри текста и во всей совокупности его (текста) элементов)

3) Автор-персонаж (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – самый яркий пример. Пушкин очень хитро с самого начал создает свой образ и вводит его в систему персонажей своего романа. Цепляет читателя то, что они являются «друзья Людмилы и Руслана». Т.е. это автор, находящийся всегда внутри художественного текста и являющийся лишь одним из элементов данного текста) «Поэзия – это сознание своей правоты» Осип Мандельштам. «Нет ни одного известного гениального поэта» Иосиф Бродский.

4) Автор психологический (это автор, находящийся вне рамок художественного текста и являющийся неким образным представлением в сознании читателя. Т.е. читать текст и представлять себе, кто этот текст мог бы написать. Для каждого читателя будет создаваться свой индивидуальный образ)

 

Текст и произведение

Любое произведение литературы есть текст, но не всякий текст является литературным произведением.

Н.С. Болотнова «Филологический анализ текста»: Текст – это коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информационно-смысловую и прагматическую сущность.

Признаки текста:

1) Цельность

2) Связность

3) Членимость