Aвтоматическая идентификационная система
Системы контроля движения судна.
АИС(Aвтоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) – в судоходстве система служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн УКВ— диапазона.
В последнее время появилась тенденция трактовать АИС как (Aвтоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов.
В соответствии с конвенцией СОЛАС является обязательным для судов водоизмещением свыше 300 тонн. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б. Передача данных осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Accsess). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.
АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации систем управления движением судов (СУДС), защиты окружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:
- как средство предупреждения столкновений в режиме судно-судно;
- как средство получения компетентными береговыми службами информации о судне и грузе;
- как инструмент СУДС в режиме судно-берег для управления движением судов;
- как средство мониторинга и слежения за судами, а также в операциях по поиску и спасению (SAR).
АИС система включает в себя следующие компоненты:
- УКВ передатчик,
- один - два УКВ приемника,
- приемник глобальной спутниковой навигации (например, GPS, ГЛОНАСС),
- модулятор/демодулятор (преобразователь аналоговых данных в цифровые и наоборот),
- контроллер на основе микропроцессора
- оборудование ввода-вывода информации на элементы управления
Действие АИС основано на приеме и передачи сообщений по УКВ волнам. Передатчик АИС работает на более длинных волнах, чем радары, что позволяет производить обмен информацией не только на прямых расстояниях, но и местности, имеющей препятствия в виде не очень больших объектов, а также при плохих погодных условиях. Хотя достаточно одного радиоканала, некоторые АИС системы передают и получают по двум радиоканалам для того, чтобы избежать проблем интерференции и не нарушать коммуникацию других объектов. Сообщения АИС могут содержать:
- идентификационную информацию об объекте,
- информацию о состоянии объекта, получаемую автоматически с элементов управления объектом (в том числе с некоторых электрорадионавигационных приборов),
- информацию о географических и временной координатах, которые АИС получает от глобальной навигационной спутниковой системы,
- информацию, вводимую вручную обслуживающим персоналом объекта (связанные с безопасностью).
Предусмотрена передача дополнительной текстовой информации между терминалами АИС (пейджинг). Передача такой информации возможна как в адрес всех терминалов в радиусе действия, так и одному определенному терминалу.
В целях обеспечения унификации и стандартизации АИС в Международном Регламенте Радиосвязи закреплено для использования в целях АИС два канала: AIS-1 (87В — 161,975 МГц) и AIS-2 (88В — 162,025 МГц), которые должны использоваться повсеместно, за исключением регионов с особым частотным регулированием.
Скорость передачи цифровой информации в канале АИС выбрана 9600 бит/с.
Работа каждой станции АИС (мобильной или базовой) жестко синхронизирована по времени UTC с погрешностью не более 10 мкс от встроенного приемника ГНСС (в РФ по сигналам комбинированного приемника ГНСС ГЛОНАСС/GPS). Для передачи информации используются непрерывно повторяющиеся кадры длительностью 1 минута, которые разбиваются на 2250 слотов (временных интервалов) длительностью по 26,67 мс.
Для текста используется 6-битовые коды ASCII
Статическая информация:
- Номер MMSI
- Номер Международной морской организации (IMO)
- Радиопозывной и название плавучего средства
- Габариты
- Тип плавучего средства
- Данные о месте антенны (от ГНСС Глонасс или GPS)
Данные передаются каждые 6 минут
Динамическая информация:
- Местоположение (широта и долгота)
- Время (UTC)
- Возраст информации (как давно обновлялась)
- Курс истинный (относительно грунта), курсовой угол
- Скорость истинная
- Угол крена, дифферента
- Угол килевой качки
- Угловая скорость поворота
- Навигационный статус (к примеру: Не могу управляться или Ограничен в возможности маневрировать)
и прочая информация от репиторов и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем.