Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна

Рис. 5.9. Знак угла дрейфа от ветра

Рис.5.7. Определение направления ветра на судне

Рис. 5.6. Дрейф судна от ветра

Ветер и его влияние на путь судна

Одним из внешних факторов, влияющих на перемещение судна, является ветер, который, воздействуя на надводную часть судна, вызывает его отклонение (рис.5.6) от линии истинного курса (ИК).

Дрейф – отклонение судна от линии истинного курса под воздействием ветра.

Величина дрейфа зависит:

  1. От размеров и формы надводной части судна.
  2. От осадки, размеров и формы обводов подводной части судна.
  3. От скорости (силы) ветра и скорости судна.
  4. От направления ветра или его курсового угла (КУ).

Различают истинный и наблюденный (кажущийся) ветер.

Истинный ветер – ветер, который наблюдается относительно водной поверхности и характеризуется: направлением (КU) и скоростью (U).

Наблюденный (кажущийся) ветер – ветер, который наблюдается непосредственно на движущемся судне, т.е. это суммарный ветер, складывающийся из вектора истинного ветра () и вектора скорости хода судна () – рис. 5.7 (характеризуется: направлением (КW) и скоростью (W)).

Направление ветра (КU или КW) определяется в градусах в круговой системе счета направлений от 0° до 360° и той точкой горизонта «откуда дует ветер».

Направление ветра на судне определяется следующим образом (рис.5.7):

  • заметить направление отклонения вымпела (флага, дыма и др.);
  • пеленгатор репитера курсоуказателя развернуть «навстречу» замеченного отклонения и снять отсчет с точностью до ±10° (кратно 10°).

Если судно без хода → это КU. Если судно на ходу → это КW.

Для определения элементов истинного ветра (КU и U) на ходу судна по значениям элементов наблюденного (кажущегося) ветра (КW и W) и элементам движения судна (ИК и VЛ) используется ветрочет (круг СМО), по методике на нем приведенной.

Для определения направления ветра есть «мнемоническое» правило: → «ветер дует в компас» (рис. 5.8).

Рис. 5.8. «Ветер дует в компас»

Скорость ветра измеряется анемометром в м/с (обычно «АРИ-49»). В СЖ данные (Кυ, V) записываются, как: «Ветер 315° – 5 м/с», т.е. элементы истинного ветра.

При следовании судна постоянным курсом и скоростью, когда на него воздействует ветер, дующий с постоянного направления (КU) и постоянной скоростью (U), судно будет следовать фактически относительно дна (течения нет) по линии пути при дрейфе (рис.5.6).

Продольная ось судна при перемещении его по линии пути при дрейфе остается параллельной линии истинного курса, так как рулевой постоянно удерживает заданный курс, а само судно перемещается по линии пути, т.е. «скулой».

Путь судна при дрейфе → ПУДР (ПУα) → направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при дрейфе по часовой стрелке от 0° до 360°.

Угол дрейфа (α) → угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием ветра.

 

а)   б)

Угол дрейфа (α), измеряется от 0° до 180°, причем (рис.5.9):

  • Если ПУДР (ПУα) > ИК (рис.5.9б) → (ветер дует в левый борт) → угол дрейфа имеет знак «+»;
  • Если ПУДР (ПУα) < ИК (рис. 5.9а) → (ветер дует в правый борт) → угол дрейфа имеет знак «–».

Путь судна при дрейфе (ПУα), истинный курс судна (ИК) и угол дрейфа (α) связаны соотношением:

ПУα = ИК + α; ИК = ПУα − α; α = ПУα − ИК

Формулы – алгебраические.

Учет дрейфа при графическом счислении сводится к учету угла α, выбираемого из «Таблицы углов дрейфа», или непосредственно определенного одним из способов.

Рассмотрим решение основных задач, связанных с учетом дрейфа.

 

а) расчет пути судна по известному истинному курсу и углу α.

  1. На линии истинного курса (ИК) находим исходную счислимую точку начала учета дрейфа ;
  2. Рассчитываем значение ПУα = 94,0°
ПУα = ИК + α = КК + ΔК + α = 88,0° + 2,0° + 4,0°

и прокладываем его на навигационной карте от счислимой точки начала учета дрейфа от ветра;

  1. Оформляем (подписываем) линию пути при дрейфе по установленной форме (рис.5.10) и производим запись по форме в СЖ.