Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна

Рис. 5.1. Решение элементарных задач на карте

Транспортир штурманский служит для измерения направлений в море на карте относительно истинного меридиана и представляет из себя полукруг, разделенный на 180° с линейкой, расположенной по диаметру круга. На середину внутреннего среза линейки нанесен центральный штрих, являющийся центром транспортира. Полукруг транспортира разбит на градусные деления. Надписи десятков градусов сделаны двойными цифрами, обозначающими взаимно противоположные направления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Оцифровка транспортира штурманского

 

1. Нанесение на карту точки по заданным координатам (рис.5.1).

– на боковой рамке карты найти значение заданной широты (φЗАД = 44°05,5′N) и отметить карандашом;

– кромку параллельной линейки установить на ближайшую параллель (44°);

– не сбивая установки параллельной линейки подвести одну из ее кромок (верхнюю) к отмеченному значению широты (44°05,5′N);

– с помощью циркуля-измерителя на верхней (или нижней) рамке карты взять значение заданной долготы (одна игла измерителя на ближайший меридиан (37°), а вторая его игла → на значение заданной долготы – 36°58,0′Е);

– не сбивая раствора измерителя подвести его к той кромке параллельной линейки, которая установлена на значение заданной широты (44°05,5′): одну иглу измерителя → на тот же меридиан (37°), а укол второй иглы и укажет положение искомой точки (т. Б).

2. Снятие координат точки, нанесенной на МНК (рис.5.1).

– одну ножку (иглу) измерителя поставить в заданную точку на карте (т. Б), а второй → коснуться ближайшей параллели (44°10′);

– не сбивая раствора измерителя, перенести его на боковую рамку карты таким образом, чтобы одна ножка (игла) измерителя оказалась на той же параллели (44°10′), тогда вторая ножка (игла) укажет значение широты точки (φБ = 44°05,5′N);

– одну ножку (иглу) измерителя поставить в заданную точку на карте (т. Б), а второй → коснуться ближайшего меридиана (37°Е);

– не сбивая раствора измерителя, перенести его на верхнюю (или нижнюю) рамку карты таким образом, чтобы одна ножка (игла) измерителя оказалась на том же меридиане (37°Е), тогда вторая ножка (игла) укажет значение долготы точки (λБ = 36°58,0′Е).

3.Определение (снятие) расстояния между двумя точками на МНК (рис. 5.1).

– одну ножку (иглу) измерителя поставить в первую точку на карте (т. С), а другую ножку (иглу) измерителя поставить во вторую точку на карте (т. Д);

– не сбивая раствора измерителя, перенести его на боковую рамку карты (не выше и не ниже, а ~ напротив отрезка СД) таким образом, чтобы одна ножка (игла) измерителя была бы на кратном отсчете широты (44°00′ или 44°05′);

– снять значение числа дуговых минут с боковой рамки карты между ножками (иглами) измерителя: S = 5,0′ = 5,0 мили.

4. Снятие направления линии, проведенной на карте (рис.5.1).

– верхнюю кромку параллельной линейки установить строго по линии КЦ, проведенной на карте;

– не сбивая установки параллельной линейки, приложить к ее верхней кромке транспортир штурманский таким образом, чтобы его индекс был строго на меридиане (37°Е);

– по оцифровке транспортира штурманского на этом же меридиане (37°Е) снять значение искомого направления:

– если линия направлена в первую (или четвертую) четверть (т.е. вверх) – отсчет снимается с верхней оцифровки шкалы транспортира (70°);

– если линия направлена во вторую (или третью) четверть (т.е. вниз) – отсчет снимается с нижней оцифровки шкалы транспортира (250°).

5. Проведение заданного направления из заданной точки на МНК (рис.5.1).

– верхнюю кромку параллельной линейки установить рядом с заданной на карте точкой примерно по заданному направлению (±10°÷20°);

– приложить к указанной (верхней) кромке параллельной линейки транспортир штурманский: его индекс – на ближайший меридиан (37°);

– поворачивая все вместе (и параллельную линейку и транспортир штурманский) добиться такого их положения, чтобы и индекс транспортира и заданное значение направления (70°) были бы на одном (том же) меридиане;

– не сбивая положения параллельной линейки, убрать от нее транспортир штурманский, а верхнюю кромку линейки подвести точно в заданную точку (т. Л) и карандашом по этой кромке провести линию заданного направления (70° от т. Л в т. Ц или 250° от т. М в т. К → рис.5.1).

Примечание:

Для проведения линии из т. М в т. К → заданное направление (250°) → на нижней шкале транспортира.

2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация

Определение места судна путем вычисления его текущих (счислимых) координат от известных начальных по курсу, скорости с учетом дрейфа, сноса течением и по времени называется счислением координат судна (счислением пути судна) или сокращенно счислением.

Координаты счислимого места судна называются счислимыми координатами и обозначаются:

  • φС – счислимая широта;
  • λС – счислимая долгота.

Счислимое место - место судна, определенное на основе счисления координат его места.

Назначением счисления является ориентирование судна относительно местности с точностью, обеспечивающей навигационную безопасность его плавания.

Линия, по которой фактически перемещается судно под действием движителей, ветра и течения, называется линией пути.

Сущность счисления заключается в том, что от известного исходного места на навигационной карте прокладываются направления движения судна и пройденные по ним расстояния с целью получения его места на любой заданный момент времени.

Счисление координат судна классифицируется:

По способу счисления:

  • графическое, основанное на непрерывном учете элементов счисления и изображения их на навигационной карте;
  • аналитическое, основанное на расчете текущих координат по определенным математическим зависимостям.

По степени автоматизации:

  • автоматическое, производимое с помощью специальных вычислительных машин (автопрокладчик, автосчислитель и др.);
  • обсервационное, автоматическое счисление, основанное на непрерывном уточнении текущих счислимых координат по внешним ориентирам;
  • ручное, производимое с помощью графо-аналитических действий, выполняемых вручную или с помощью таблиц.

Требования, предъявляемые к счислению пути судна

К счислению предъявляются следующие требования:

  • счисление должно вестись непрерывно, чтобы в любой момент времени знать место судна (его текущие координаты) относительно местности;
  • счисление должно быть точным, чтобы обеспечить навигационную безопасность плавания и решение свойственных данному судну задач;
  • счисление должно быть достаточно простым и наглядным.

Предпочтительным способом учета перемещения судна является автоматическое с обязательным ручным графическим счислением, что, по существу, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к счислению.

Даже при наличии современных навигационных комплексов, в которых процесс счисления полностью автоматизирован и имеет высокую точность, ручное графическое счисление ведется в обязательном порядке для контроля и исключения промахов в случае возникновения неисправностей в приборах.

Ручной графический способ счисления часто называют навигационной прокладкой, хотя последнее → понятие более широкое (+ определение мест и др.).

Навигационная прокладка пути судна – графические построения на морской карте при решении навигационных задач судовождения.

При отсутствии ветра и течения судно перемещается относительно морского дна только под действием собственных движителей.

Если пренебречь рысканием судна (отклонениями рулевого от заданного ему курса) и считать поправку курсоуказателя постоянной, то линия пути судна на навигационной карте изобразится прямой линией, совпадающей с направлением истинного курса.

Путь судна - направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути судна по часовой стрелке от 0° до 360° (круговая система счета).

Линия пути судна - линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря (рис.5.3).