Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания (СККРиПДП)

Содержание морских навигационных карт

Таблица 4.3.- Характеристика морских навигационных карт

Классификация морских навигационных карт по их масштабу

Классификация морских карт по их назначению

Классификация морских карт

Рис. 4.3. Уравнение прямой

Рис. 4.2. Локсодромия на земном шаре

Локсодромия на земном шаре и на меркаторской карте

Покажем, что прямая линия на карте в меркаторской проекции действительно представляет собой локсодромию.

Локсодромия - кривая, пересекающая все меридианы под одним и тем же углом К (рис. 4.2).

Судно, совершающее плавание постоянным курсом, перемещается именно по локсодромии.

Уравнение локсодромии на поверхности эллипсоида имеет вид:

Если пренебречь сжатием эллипсоида и приняв Землю за шар, то уравнение локсодромии примет вид:

Из этой формулы выводятся следующие свойства локсодромии:

  • – при К = 0°(180°) - локсодромия совпадает с меридианом;
  • – при К = 90°(270°) - локсодромия совпадает с параллелью, а при φ = 0° – с экватором;
  • – при любых других К – локсодромия является логарифмической спиралью, стремящейся к полюсу, но никогда его не достигающей;
  • – локсодромия своей выпуклостью обращена к экватору.

Длину и направление локсодромии по известным координатам точек вычисляют по формулам аналитического счисления.

Напишем уравнение прямой, проходящей через т. А (Х0, У0) наклонно к оси Х под углом К равным курсу (рис. 4.3).

(Y − Y0) = (X − Х0) · tgK

Подставим в полученное уравнение (6.9) вместо Х и У их выражения через φ и λ, принимая для простоты Землю за шар:

Y = a · λ

где a – коэффициент пропорциональности определяющий расстояния между меридианами.

Тогда:

Это уравнение показывает, что прямая линия на меркаторской проекции действительно представляет собой локсодромию.

Таким образом, проводя на меркаторской проекции параллели в расстоянии МЧ от экватора, удовлетворяются оба требования, предъявляемые к морской навигационной карте.

 

Разнообразие и многочисленность сведений, необходимых для решения задач современного судовождения при различных условиях плавания, не позволяет с нужной подробностью и точностью разместить намеченное и необходимое содержание на морской карте одного типа. Поэтому в практике судовождения выработались 2 основных типа морских карт, определяемых их назначением:

  1. Справочные и вспомогательные морские карты.
  2. Навигационные морские карты.

I. Справочные морские карты (СМК) предназначены для изучения физико-географических и других элементов, которые не могут быть показаны на навигационной морской карте, или являются обобщениями для больших морских районов:

  1. обзорные морские карты масштаба до 1:20.000.000;
  2. карты радиомаяков и радиостанций масштаба до 1:7.000.000;
  3. карты гидрометеорологических элементов масштаба до 1:80.000.000;
  4. карты элементов земного магнетизма масштаба до 1:20.000.000;
  5. карты радионавигационных систем;
  6. батиметрические (рельефа дна) карты;
  7. карты морских грунтов;
  8. карты часовых поясов масштаба до 1:50.000.000;
  9. карты телеграфно-телефонных и силовых кабелей;
  10. карты звездного неба;
  11. карты рекомендованных путей;
  12. сборные листы масштаба до 1:20.000.000 и другие СМК.

II. Вспомогательные морские карты (ВМК) служат в основном для различных построений и специальных расчетов и, как правило, представляют собой картографическую основу без подробного изображения местности:

  1. морские карты-сетки масштаба до 1:750.000;
  2. бланковые морские карты масштаба до 1:50.000.000;
  3. карты для прокладки дуги большого круга масштаба до 1:10.000.000;
  4. шлюпочные карты (комплект из 6 штук на весь океан);
  5. кодировочные карты масштаба до 1:2.000.000 и другие ВМК.

III. Навигационные морские карты (МНК), главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки и предназначены для обеспечения решения задач судовождения. На МНК ведется счисление пути судна, ориентировка в обстановке, определение координат судна, графическое решение ряда других общенавигационных задач во время плавания судна. Эти карты являются основным и наиболее распространенным типом морских карт.

МНК в свою очередь подразделяются на:

  1. собственно навигационные морские карты (МНК);
  2. радионавигационные морские карты (РНК);
  3. навигационно-промысловые морские карты (НПК);
  4. карты внутренних водных путей (КВВП).

МНК составляют основную подгруппу морских карт, непосредственно обеспечивающих безопасность мореплавания. На районы в пределах широт 0°÷85°N и 0°÷85°S такие МНК составляют в нормальной проекции Меркатора, а на приполярные районы – в поперечной проекции Меркатора.

На таких МНК наиболее полно отображаются рельеф дна, характер берегов и вся навигационно-гидрографическая обстановка.

Особенно важно для МНК – соблюдение геометрического подобия, так как оно определяет наглядное соответствие карты местности и масштабной точности, от чего зависит точность графических расчетов, выполняемых на карте.

Масштаб карты показывает степень уменьшения участка поверхности Земли при изображении его на карте.

Например: М 1:100.000 означает, что 1 мм на карте соответствует 100.000 мм (10 000 см = 100 м ≈ 0,54 кб.) на поверхности Земли (1 cм ~ 1 км).

Если учесть, что точка, поставленная на карте тонко очиненным карандашом, не превышает в поперечнике ≈ 0,2 мм, тогда для путевой навигационной карты масштаба М = 1:300.000 предельная точность масштаба (ПТМ) будет равна 300.000 мм · 0,2 = 60 м.

Следовательно, по данной карте не может быть измерено расстояние менее 60 м.

Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега пути следования судна. Обычно по мере приближения к берегу условия плавания усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому, для обеспечения плавания вблизи берегов, на МНК необходимо иметь большую подробность в элементах их содержания. Это, а также повышение требований к точности графической работы на МНК, обусловливает выбор более крупных масштабов таких карт по сравнению с МНК районов моря, отдаленных от берегов.

Таким образом, МНК должны отображать особенности плавания в различных условиях, и в зависимости от таких условий эти карты составляют в различных масштабах и насыщают соответствующим содержанием.

По масштабам МНК делят на 4 вида (см. табл. 4.3):

  1. Генеральные.
  2. Путевые.
  3. Частные.
  4. Навигационные морские планы (НМП).
Вид МНК и НМП Назначение Масштаб Предельная точность масштаба
Генеральные (общие) МНК → для общего изучения условий плавания по маршруту перехода судна; 1:5.000.000 1:3.500.000 1000 м 700 м 600 м 500 м 400 м 300 м 200 м 100 м
→ для общих навигационных расчетов; 1:3.000.000 1:2.500.000
→ для предварительной навигационной прокладки пути судна; 1:2.000.000 1:1.500.000
→ для навигационной прокладки пути судна при большом удалении от берегов (океанское плавание); 1:1.000.000 1:500.000
Путевые МНК → для обеспечения ведения исполнительной навигационной прокладки при плавании вдоль побережий в значительном удалении от берегов и вне его видимости; 1:500.000 1:300.000 1:250.000 1:200.000 1:150.000 1:100.000 100 м 60 м 50 м 40 м 30 м 20 м
Частные МНК → для обеспечения подхода судна к берегу с моря; 1:50.000 10 м 8 м 6 м 5 м 5 м 4 м 2 м
→ для обеспечения плавания судна в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т.д.); 1:40.000 1:30.000 1:25.000
→ для обеспечения навигационной безопасности плавания при входе судна в порты, гавани, бухты, на якорные места, рейды и т.д.; 1:25.000 1:20.000 1:10.000
Навигационные морские планы (НМП) → для обеспечения навигационной безопасности плавания судна: при перемещениях, швартовке и постановке на якорь судна внутри акваторий порта, гавани, бухты и т.д.; 1:7.500 1:7.000 1:6.000 1:5.000 1:4.000 1,5 м 1,4 м 1,2 м 1,0 м 0,8 м 0,6 м 0,5 м 0,4 м 0,2 м 0,1 м
→ для обеспечения производства гидротехнических и дноуглубительных работ. 1:3.000 1:2.500 1:2.000 1:1.000 1:500

По внешнему виду НМП отличаются от МНК тем, что его рамка не «разбита» на градусы и дуговые минуты, а промежуточные меридианы и параллели не проведены. Но на каждом НМП есть масштаб:

  • по широте φ (в м. милях и их долях) - для снятия широты (φ) и измерения расстояний (S);
  • по долготе λ (в экваториальных милях) - для снятия долготы (λ) точки.

 

Побережья морей "покрываются" рядом морских карт, каждая из которых охватывает свой географический район. Для связи с соседними картами и сохранения непрерывности графического счисления пути судна соседние карты имеют "находы", т. е. взаимные перекрытия. Карты печатают на стандартных листах размером 75 х 100 см. Кроме того, они могут быть изданы на половине или четверти стандартного листа размерами соответственно 75 х 50 и 38 х 50 см. Если какая-то часть побережья не размещается в заданном масштабе на стандартном листе, дополнительно к оттиску карты может быть напечатан клапан на нестандартном листе. Клапан подклеивают к основному листу карты. Иногда клапан печатают на свободном месте непосредственно на карте.

Морским картам присваивают пятизначные адмиралтейские номера. Каждая из цифр номера карты условно обозначает название океана или его части, тип карты в зависимости от ее масштаба, район океана или моря и порядковый номер карты в данном районе. Особые буквенные или цифровые обозначения вводят для справочных карт и карт специального назначения.

Картографическая сетка морской карты заполняется в соответствии со своим назначением географическими и навигационными элементами содержания, надписями и элементами дополнительной характеристики. К географическим элементам содержания карты относятся изображения берегов океанов, морей, заливов, рельефа морского дна и суши, государственных границ, населенных пунктов. К навигационным элементам отнесены порты, средства навигационного оборудования, фарватеры, морские каналы, навигационные опасности, навигационные ориентиры, данные магнитного склонения и другие элементы карты, имеющие навигационный характер. Надписи - это заголовок карты, географические названия, различные пояснения и предупреждения, а также данные об издании и корректуре карты. К элементам дополнительной характеристики относятся врезки, т. е. небольшие крупномасштабные планы или карты важных в навигационном отношении участков побережья, помещенные на свободных местах листа, таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков, знаков и т. д.

Элементы содержания карт передаются условными знаками, символами изображения или схематическими рисунками объектов. Различного рода надписи на картах, относящиеся к цвету и характеру огней, наименованию грунтов и т. д., дают в виде сокращений. Местоположение объектов, не выражаемых в масштабе карты, показывается условными обозначениями. Действительное место объекта при этом принимается в геометрическом центре знака, если он имеет правильную геометрическую форму, или в середине основания, если объект изображается несимметричным рисунком или знаком с широким основанием.

Глубины приводятся к нулю глубин и даются в метрах и дециметрах, причем глубины от 0 до 5 м округляют с точностью до 0,1 м; от 5 до 20 м - до 0,2 м; 20 и более - до 1 м. Кроме нанесения отметок глубин, на картах проводят линии равных глубин - изобаты. Изобата 10 м считается предостерегательной для малых судов, а 20 м - для крупнотоннажных.

Береговую линию в морях с приливами наносят на карту двумя линиями. Одна из них (основная) соответствует следу полной воды в сизигию, а другая - наинизшему уровню моря. Заключенная между этими линиями зона называется осушкой. В морях, где приливы не превышают 0,5 м, за береговую линию принимают урез воды при среднем уровне моря.

Высоты маяков и знаков в морях, не имеющих приливов, даются над средним уровнем моря, а в морях со значительным приливом - над уровнем средней полной сизигийной воды.

Средства навигационного оборудования (СНО) - маяки, светящие и несветящие знаки, знаки створов, радиомаяки, плавучие маяки, буи, вехи - показывают на картах внемасштабными условными знаками. Рядом с изображением светящих СНО с помощью сокращений надписывают их характер, количество проблесков или затмений, период дальность видимости огня, сведения о радиотехнических станциях, туманных сигналах, секторах освещения. Направления и сектора маяков дают истинные, считая с берега от 0 до 360° по часовой стрелке. Рядом с изображением несветящих знаков в виде дроби показывают их высоту от уровня моря (числитель) и от основания знака (знаменатель). Рядом с изображением буев указывают их окраску, звуковые сигналы, порядковые номера, данные о радиолокационном отражателе, а у светящих буев - также и характер огня. Через центры изображений створных знаков проводят створные линии, ходовую часть которых изображают сплошной линией, неходовую - пунктиром.

Так как степень подробности изображения местности зависит oт масштаба карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следует пользоваться картой самого крупного масштаба. Чтение карты начинают с ее заголовка, в котором указывают название изображаемого района моря, масштаб карты, сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот предметов, данные о магнитном склонении. Затем должны быть прочитаны напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а также большой и малой корректур. Для получения возможно полного представления об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней географические и навигационные элементы изображения.

При плавании в сложных в навигационном отношении районах рекомендуется сделать подъем карты, т. е. увеличить ее наглядность выделением наиболее важных элементов карты. Для этого, в частности, карандашом наносят дуги, соответствующие дальности видимости маяков, заштриховывают опасные сектора огней, проводят линии опасных пеленгов. Перед пользованием картой нужно оценить ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенного на нее изображения. Чем позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности карты судят также по датам ее нового издания, большой и малой корректур. Для оценки достоверности изображения рельефа дна устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются признаком недостаточной изученности района.

 

Для обеспечения безопасности плавания на каждом морском судне должны быть постоянно в наличии необходимые карты, руководства и пособия для плавания, обязательный перечень которых для конкретного судна определяется службой мореплавания судовладельца с учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.

Капитан судна имеет право дополнить этот запас по своему усмотрению.

При отсутствии на район плавания отечественных МНК нужных масштабов, их дополняют иностранными.

Комплект карт, руководств и пособий для плавания – это МНК, руководства и пособия для плавания, охватывающие определенный географический район (часть океана, моря, ту или иную судоходную линию или часть ее и т.п.).

Такие комплекты, составленные и утвержденные службой мореплавания, облегчают процедуру заказа карт, руководств и пособий для плавания по радио, при переписке, а также ускоряют процесс их подбора и упрощают выполнение их корректуры.

СККРиПДП – комплекты карт, руководств и пособий для плавания, включенные службой мореплавания в перечень обязательных для данного судна.

В СККРиПДП входят: