Гирокомпаса, соотношение между направлениями

В соответствии с Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море все морские суда валовой вместимостью 500 per. т и более должны быть оборудованы гирокомпасом, определяющим направление ДП судна по отношению к географическому (истинному) меридиану.

Гироскопический компас (ГК) это электромеханиче­ский прибор с гироскопическим чувствительным элементом.

Принцип действия ГК основан на свойствах гироскопа сохранять направление в инерциальном пространстве при отсутствии внешних сил и изменять это направление под воздействием внешних сил.

Реальное устройство, которое отслеживает направление меридиана в ГК называется чувствительным элементом гирокомпаса. Основной прибор ГК состоит из чувствительного элемента (ЧЭ), системы подвеса ЧЭ, следящей системы и корректирующих устройств.

Под воздействием направляющей силы на чувствительный эле­мент, возникает момент сил, который стре­мится привести главную ось ЧЭ в плоскость меридиана. Таким образом, ось ЧЭ ги­рокомпаса показывает направление меридиана на судне.

Следящая система ГК передает информацию о направлении меридиана на указывающие приборы, которые называются репитеры. Репитеры устанавливают на мостике, штурманской рубке и в других помещениях судна. Для определения направления относительно меридиана на интересующие судоводителя объекты на крыльях мостика устанавливают репитеры ГК в кардановом подвесе. На репитер устанавливают специальное оптическое устройство – пеленгатор. Процесс измерения направления на ориентир называется пеленгованием. Рулевой ведет судно по показаниям репитера установленного на мостике (в рулевой рубке).

ГК позволяет определять направления с точностью до 1о, что удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности плавания.

ГК - сложный измерительный прибор и требует специального электрического питания и квалифицированного обслуж­ивания. На современных судах гирокомпасы являются основными курсоуказателями.

Компасные направления по гирокомпасу

Теоретически главная ось ЧЭ ГК должна устанавливаться в направлении истинного меридиана. На практике при работе гирокомпаса возникают погрешности в определении курса. Совокупность этих погрешностей образует суммарную погрешность гирокомпаса. Наличие суммарной погрешности приводит к тому, что главная ось чувствительного элемента ГК устанавливается в плоскости отклоненной от плоскости истинного меридиана на некоторый угол. Эта плоскость называется плоскостью гирокомпасного меридиана и относительно этой плоскости измеряются направления на судне. Угол, на который плоскость гирокомпасного меридиана отклонена от плоскости истинного меридиана называется поправкой гирокомпаса и обозначается ∆ГК.

Изобразим на плоскости истинного горизонта наблюдателя (рис.3.10. ) два меридиана — истинный Nии гироскопический NГК.

Если гирокомпасный меридиан отклонен от истинного к востоку (к Е), то поправка гирокомпаса считается положительной и при вычислениях ей придается знак «+».

Если гирокомпасный меридиан (NКГК) отклонен от истинного меридиана (NИ) к западу (к W), то поправка гирокомпаса считается отрицательной и при вычислениях ей придается знак «–».

Зависимость между гирокомпасными и истинными направлениями (рис. 3.10) выражается формулами:

ИК = ККГК + ΔГК, ККГК = ИК − ΔГК
ИП = КПГК + ΔГК, КПГК = ИП − ΔГК

(формулы алгебраические).