Единицы скорости, применяемые в судовождении

Вследствие того, что основной единицей измерения расстояний на море является морская миля, скорость судна выражается числом миль, проходимых за 1 час.

Единица скорости, равная одной миле в час, получила название – узел (уз.)

1 узел = 1 миля/час.

Из истории происхождения названия «узел» – как единицы скорости:

«В эпоху парусного флота скорость судна измерялась по длине выпущенного за борт на ходу судна лаглиня, прикрепленного к деревянному сектору. Измерение скорости производилось за 30 сек. (1/120 часа), поэтому и лаглинь разбивался на части, равные 1/120 части м.мили (≈ 15,43 м), которые отмечались вплетенными в лаглинь кончиками и узелками. Таким образом, длина «одного узла» должна была быть 6076,1 фут/120 = 50,63 фута = 15,43 м. Следовательно, сколько узлов лаглиня вытравлено за борт на ходу судна за 30 сек., столько миль в час и проходит судно».

При решении отдельных задач судовождения удобно скорость судна выражать в кабельтовых в минуту (кб/мин).

Vкб./мин = Vуз./6
Vуз. = 6 · Vкб./мин

 

Например: Если Vуз. = 18 уз., то Vкб./мин = 3 кб./мин.
  Если Vкб./мин = 5 кб./мин., то Vуз. = 30 уз.

 

Связь между различными единицами скорости дана в табл. 37 «МТ-75» (с. 308) или в табл. 5.6и «МТ-2000» (с. 427)

1 уз. = 1,852 км/час = 30,8667 м/мин = 0,5144 м/с = 1 миля/час.

1 км/час = 0,54 уз. = 16,6667 м/мин = 0,2778 м/с.

1 м/с = 3,6 км/час = 60 м/мин = 1,9438 уз.

 

Лаги

Для измерения скорости судна и пройденного им расстояния используются технические средства навигации (ТСН), которые называются лагами.

В тех случаях, когда лаг по какой-либо причине не работает, а также для контроля за работой лага, скорость судна может быть определена по таблице соответствия скорости судна оборотам его винтов или рассчитана по показаниям суммарных счетчиков числа оборотов движителей.

Лаги классифицируют по виду измеряемой скорости и по физическим принципам измерения скорости. Изучают лаги в дисциплине технические средства судовождения (ТСС).

Лаги подразделяются на абсолютные и относительные, исходя из того, какую скорость судна они измеряют.

Абсолютные лагиизмеряют абсолютную скорость (относительно поверхности Земли (дна).

Относительные лагиизмеряют относительную скорость (относительно воды).

Для осуществления безопасного мореплавания положение судна должно быть известно относительно поверхности Земли, т. е. нанесенных на МНК навигационных опасностей, ориентиров и т. п. Поэтому при счислении пути судна на карте необходимо прокладывать абсолютное перемещение суда.

На большинстве судов устанавливают относительные лаги. Они определяют пройденное судном расстояние и скорость относительно воды, которая, в общем случае, сама движется относительно грунта. Перемещение судна с водными массами относительно грунта с помощью таких лагов измерить невозможно. В этом случае абсолютную скорость получают путем геометрического сложения векторов относительной и переносной скорости.

Переносную скорость чаще всего выбирают из специальных навигационных пособий – таблиц течений в виде направления и скорости течения.