Высшие органы государственной власти 5 страница

Стадии террористической деятельности становятся все более сложными и непредсказуемыми, а между средствами террора и террористической целью имеются значительные противоречия, реализовать которые террористам часто просто невозможно. Выдвижение террористами-экстремистами политических целей не сопряжено с адекватностью последних современным цивилизованным задачам и способам их решения. Получают распространение массовые стихийные формы политического действия: митинги, шествия, забастовки. Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономические и политические кризисы. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер они используются определенными силами.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои.

Маргинальность политическая(от лат. marginalis - край, сторона) - форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Основой политической маргинальности является механизм социальной трансформации личности через идею всеобщего благополучия и гармонии как условия воздействия личности на социум.

Соотношением политического и гражданского обществ в рамках глобального общества очерчены границы политической маргинальности. Крайние аспекты этих составляющих определяются формой правления, в конечном счете выливаясь в содержание социальной жизни.

Но это в целом. За этим целым - абстрактно-всеобщим стоит конкретно-чувственная деятельность отдельных личностей, выдвинутых на передовые позиции в силу востребованности именно их индивидуальных качеств. Этот аспект личностной маргинальности является одним из составляющих политической жизни в целом.

Экзистенциальный процесс, приводящий к изменению политического самосознания через трансформацию основной бессознательной установки личности, являет собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое - это умение синтезировать две крайности в себе и собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое, - это умение синтезировать две крайности в себе и собой. Предзаданные обществом психологические характеристики определяют маргинальную потребность лидера как умение стоять на краю пропасти и делать шаг, чаще всего первый, указывающий направление остальным. Об этой силе, притягивающей к краю, Ф.М. Достоевский писал: “Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающей и господствующей, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая”. В экзистенциональном плане маргинальность определяется состоянием раздвоенности, положением, при котором личность вытесняется на край пропасти социальной средой или сжимается силами разной направленности до пределов ментальности социума, создающей условия для направленной градации или деградации человека. Личность определяется в этих условиях как индивидуальная способность к прыжку (скачку) через преграду, разделяющую, например, политическое и гражданское образования. В этом проявляются субъект-объектные отношения, в которых субъект (личность) воспринимает социум (объект) как нечто внешнее. На экзистенциональном уровне политической направленности субъект становится объектом, изучающим самого себя как бы извне. Ситуация, заставляющая человека выходить за рамки собственной субъективности, часто порождается тупиком политическим.

Политическая маргинальность продиктована спецификой политического сознания как предельно всеобщей формой социальной материи, включающей атрибутивность внутренней и внешней жизни в виде внутренней и внешней политики, которая предполагает определенный этап социальной формы развития и, таким образом, составляет и объединяет собой предельно-содержательные-сущностные значения социальной организованности. Политическая маргинальность, воспроизводимая социальной действительностью с определенной долей постоянства и с определенной периодизацией, вызывается к жизни такими же закономерностями, какими и норма, определяемая и предзаданная смысловым аспектом своего собственного содержания. Норма не может быть законченной и определенной дефиницией, не обозначив свои границы верхнего и нижнего колебания и пределов разбросанности. В тот самый момент, когда определяется норма, определяется то, что является не нормой. Граница, разделяющая смысловое содержание этих взаимосвязанных понятий, - маргинальность. В политической жизни эти границы аморфны и расплывчаты. Это даже не пласт социальной действительности, включающей в себя отдельные явления. Это сама социальная действительность, постоянно изменяющая политическую содержательность социального пространства. В современном мире политическая форма сознания является тем организующим и связующим началом, которое имеет возможность синтезировать социальную реальность. Специфика политической маргинальности как феномена проявляется в особом виде двойственности (раздвоения). Политическая маргинальность заключается как бы не в одномоментном раздвоении политической действительности, а в последовательном и динамичном отходе от прежних норм и ценностей, культивируемых социумом и определяющих аксиологическую стабильность с последующим возвращением к ним на основе более высокого уровня сознания.

Политическая маргинальность - социальное качество сознания и поведения личности, слоя, субгруппы. Маргинальность означает отрыв от первоначального социального субстрата, прекращение общественных связей, определяющих сущность личности и группы, а также принципиальную невозможность возобновления подобных интеграционных связей. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек. Маргиналы, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Их психологической доминантой являются страх, агрессия, потерянность, цинизм и претенциозность. Маргинал не имеет собственной системы ценностей и оценок, он лишь имитирует чужую; для него характерна социальная аномия (возможность жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежать ни к одному из них, принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной религии, национальности, культуре, без действительного обладания ими). Главным признаком маргинальности являются разрыв и энтропия социальных связей и тканей, образующих гражданское общество, деструктурализация которого - основная цель тоталитарного режима; поэтому маргинальные слои - главная социальная база последнего. Средства превращения личностей в люмпенов или маргиналов: отчуждение от собственности, жесткий государственный контроль, политика всеобщей внутренней миграции и переселения. Маргинал с социальной точки зрения - “массовый”, заурядный, средний человек с жесткой установкой псевдоколлективиста, обладающий чрезвычайной способностью к приспособлению, политически и граждански индифферентный, способный качнуться куда угодно. Часто маргинальные слои или люмпены это полуграмотные, с низким социальным и культурным статусом люди. В древности эти слои называли “охлосом” (чернью) в отличие от демоса (народа). Отсюда и понятия “охлократия” - власть толпы и “демократия”- власть народа. Нередко вместе с толпой выходят “вожди”. При регулировании деятельности политических субъектов, особенно в конфликтных ситуациях, а также из тактических соображений используются такие способы политического действия, как компромиссы и консенсусы. Компромисс - договоренность между противоборствующими сторонами путем взаимных уступок, уступки ради достижения определенной цели.

Компромисс в политике(лат. compromissum - соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающих компромисс.

Выделяют два вида политических компромиссов: вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политические компромиссы - неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов. В условиях становления российской политической системы, когда налицо множество политических партий, общественно-политических организаций и движений, когда каждый субъект старается всеми способами обозначить собственное политическое лицо, часто не замечая себе подобных, что порождает конфронтацию, стремление к компромиссам - единственно правильный путь преодоления возникающих конфликтов, создания понимающего общества. При этом особенно важно находить те положения в деятельности политических субъектов, которые объединяют, а не разъединяют их. А для этого следует быть политически культурной силой, одним из критериев чего выступает способность идти на уступки, искать компромиссы. Вне компромиссов достичь стабильности и порядка в российском обществе и государстве невозможно.

Конвергенция (теория) (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Теория конвергенции из биологии была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентично значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то что это сходство зачастую носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Последователи Маркса и Ленина, начиная с середины XIX столетия, считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма.

Консенсус (лат. - согласие, единодушие) принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать проблемы.

 

3.7. Господство, элита. Социальным носителем власти может стать по существу любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получает свой шанс в достижении власти и владении ею. Однако вся многообразная история человечества показывает, что реальной политической властью чаще всего обладает господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Чтобы понять механизм политической власти, необходимо рассмотреть, что такое господство и господствующий класс. Господство политическое - один из способов политического управления, основанный на непосредственном и безусловном повиновении. Господство характеризует осуществление власти, которое принимает институционные формы (парламент, суд, прокуратура, армия и т.п.) и предназначает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Господство - политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего, но и всего общества.

Господство как институциализированная власть может по разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимность связана с наличием у власти авторитета.

В западной политологии конца XIX - начала XX века теорию господства всесторонне рассмотрел немецкий политолог М.Вебер. Он различал политическую власть и политическое господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. М. Вебер дал социологически обоснованную типологию форм господства или легитимности власти. По его определению, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение определенной группы людей. Он выделяет 3 типа легитимности власти: традиционная, харизматическая, рационально правовая и демократическая.

Традиционная легитимность опирается на веру подданных в то, что власть законна, поскольку существовала всегда. Правители в отношении с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само господство.

Харизматическая легитимность власти.

Харизма (греч. charisma - благодать, божественный дар) - одно из определений видов легитимности, которое характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизматической легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вождей или реформаторов.

Понятие харизмы ввел М.Вебер. Он анализировал основные типы политического господства и наряду с харизматическим способом господства выделил традиционный и рациональный. Харизматический тип политика встречается обычно там, где власть обожествлена. Это характерно для стран, где власть и религия сливаются. Например, в древности такую форму можно найти в Египте, в ХХ в. – в царской России.

Часто харизматические отношения возникают в обществе переходного типа. Всякие реформы и революции всегда связаны с деятельностью инициаторов – пассионариев, людей, которые осознают актуальнocть противоречий в обществе, ставят цели по их разрешению и добиваются их реализации. Для воплощения политических идей необходимы сторонники для организации преобразований. Как правило, они рискуют своей головой, участвуя в оппозиционной борьбе. Лидер обязан их убедить в правоте дела и повести за собой.

Поскольку преобразование в обществе всегда преследует цель - улучшить социальное бытие, в лидера верят люди. Харизматических лидеров еще и любят, в них видят великих деятелей или святых. Подобные отношения характерны для “слаборазвитых” стран, где способ жизни “догоняющий” и невозможен без самопожертвования, которое легче всего вызывается харизматическими лидерами.

Странам с харизматическими отношениями характерна низкая политическая культура. Они близки к культу личности вождя. В России харизмой обладали Петр I , Ленин, Сталин.

Харизматический вождь есть некто, чье господство над другими основывается на их вере в его необыкновенность, магические свойства. Он призван выполнять необыкновенную, только ему предназначенную миссию и, во имя этого, имеет право на послушание подданных.

Рационально-правовая, демократическая легитимность власти - это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сфера ее действия зависят от установленных людьми позитивных прав. В основе легального господства лежит принцип правового рационализма.

Господствующий класс - большая группа людей, которая олицетворяет основную материальную силу общества. Господство может быть экономическим, политическим, идеологическим.

Экономическое господство - владение, распоряжение, использование средствами производства и продуктами труда. Политическое господство - владение рычагами политической власти. Идеологическое господство - выработка общетеоретических, методологических основ деятельности государства.

Конкретная комбинация этих элементов зависит от конкретной исторической обстановки. Историками и политологами замечено, что исторически восходящий (прогрессивный) класс обычно преобладает в экономической и идеологической областях, а нисходящий - в политической. Однако действительное господство класса начинается тогда, когда в его руках сосредоточиваются и экономические, и политические, и идеологические механизмы.

Экономическое господство проявляется в верховном контроле над средствами труда, процессом труда, продуктом труда.

Политическое проявляется в государственных гарантиях верховного экономического контроля над средствами труда, процессами и результатами труда.

Идеологическое господство проявляется в обосновании этого верховного контроля. Цель идеологического господства - сделать существующие отношения оправданными, желаемыми, справедливыми. Говоря о господствующем классе, следует иметь в виду, что в различные моменты общественного развития внутри этого класса могут доминировать те или иные группы, так называемые правящие группы. Как известно, весь класс сразу не может находиться у власти и управлять обществом. Поэтому он формирует немногочисленную группу, которая разрабатывает государственные решения, руководит обществом. Чаще всего эти группы называются правящей элитой, господствующим слоем, правящими кругами.

Термин "элита" происходит от латинского eligere и французского е1itе - лучший, отборный, избранный. Политическая элита - это часть класса или социального слоя, которые наиболее активно и влиятельно определяют способы и условия реализации интересов этой общественной группы как целого. При благоприятном соотношении сил внутри группы элита может иметь максимальное, либо монопольное влияние, присвоить себе право самостоятельно выступать от имени всего класса или слоя. Такая ситуация возможна потому, что элита включает наиболее влиятельные круги (класса, слоя), кадры, управляющие политической идеологией.

Существование элиты обусловлено действием факторов:

-психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желаниями участвовать в политике;

-законом разделения труда, требующего профессионального занятия в области управленческого труда;

-высокой общественной значимостью управленческого труда и его стимулированием;

-широкими возможностями использоватьуправленческую деятельность для получения привилегий;

-практической невозможностью осуществлять всеобъемлющий контроль за политическим руководителем;

-политической пассивностью широких масс населения, интересы которой лежат вне политики.

Элиту различают в зависимости от разных исторических этапов, а также они различны в разных странах.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (так называемая аристократия), ценностные (лица, занимающие влиятельные государственные позиции), властные (непосредственные обладатели власти), функциональные (профессионалы-управленцы).

Среди элит различают правящую, оппозиционную, открытую, закрытую. Правящая элита непосредственно обладает государственной властью. Оппозиционная (контрэлита) - стремится к власти. Открытые элиты допускают приход новых членов, осуществляют саморегуляцию своего сообщества. Закрытые - регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов. Принципом формирования открытых элит служит экономический вес, политический статус, известность. Закрытых - преданность системе или вождю (так называемое дворянство). В открытой элите доминирует высокий профессионализм. В закрытой - исполнительность.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства (на 1 млн. населения 50 человек в западной демократии). К средней элите относят 5% населения, выделяющихся по 3 признакам - доходу, профессионализму, образованию. Лица, обладающие высшим показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

К политической элите примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, обладающая большим влиянием на политику.

В СССР, например, существовала номенклатурная система отбора политической элиты.

3.8. Политическое лидерство. Лидерство - предмет изучения многих наук. Так, например, психология изучает особенности личности лидера. Социология рассматривает лидера с точки зрения социальной структуры. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов в сфере политики. Сущность политического лидерства составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "ведущий", "руководящий".

Лидерство, как социальное явление внутренне присуще природе человека, всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей. Значительный вклад в исследование политического лидерства внесли Макиавелли, Томас Карлейль (1795 - 1881), Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882).

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 - 1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества, - писал Ницше, - лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом и ни в чем ином состоит его задача” (Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М.1990, с. 286). Сверхчеловек не ограничен нормами морали, его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904). Он пытался доказать, что основной закон социальной жизни - подражание лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает сознательным выразителем воли класса. Они предупреждали рабочих обезопасить себя от собственных чиновников. Ленин и особенно Сталин упростили представления о соотношении масс и политического лидера. "Массы, - писал В.И. Ленин, - делятся на классы... классами руководят обычно... политические партии...” которые, по словам Ленина, “...управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лицами, называемыми вождями” (В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.41, с.24). Отрицание исторической роли лидеров свойственно и немарксистским исследователям. Так, например, Б.Мацлих утверждает, что лидеры не имеют никакого значения. Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на ценности и цели, определяют средства достижения цели, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институтов.

Большинство современных исследователей лидерства полагают, что не следует недооценивать автономию и активность политических лидеров, их воздействия на общество.

В современной науке лидерство характеризуется не однозначно. Выделяются следующие подходы к его трактовке:

1. Лидерство - это власть, направленная сверху вниз. Ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, руководящая должность, связанная с принятием решений. Такая трактовка вытекает из структурно-функционального подхода, рассматривающего общество как сложную, иерархически организованную систему социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

3. Лидерство - это влияние на других людей. Это влияние должно иметь 4 особенности:

-быть постоянным;

-руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество);

-политического лидера отличает явный приоритет во влиянии;

-влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства;

4. Лидерство - это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", а также в рекламировании этого товара как общего блага.

5. Лидер - это символ общности и образец политического поведения. Он выдвигается снизу, стихийно по преимуществу. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений “господства подчинения”.(Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: “Кто играет короля?”//Полис, 1991, №6, с.138).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему. В малых группах, основанных на непосредственных контактах членов, выделение лидера может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности. В крупных объединениях институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций обязательны. Институциализация отражается в понятии формального лидера. В противоположность неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). В политике формальный аспект - ведущий.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

В структуре лидерства обычно выделяют 3 главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшая из них - теория черт. Она основывается на выявлении качеств, присущих идеальным лидерам - героям. В настоящее время эта теория ставится под сомнение. Не всегда нужны выдающиеся качества. Они порой даже мешают. Набор этих качеств меняется в зависимости от исторических ситуаций, географического расположения государства и т.п.

Вторая волна теории черт - факторно-аналитическая. Эта теория вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате вырабатывается стиль поведения лидера, который зависит от определенных социальных условий.

Следующая теория, объясняющая феномен лидерства – ситуационная. Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер - функция определенной ситуации. Лидерские качества относительны. Один человек может проявить себя на митинге, другой - в индивидуальной работе, третий - в межличностном общении и т.п. Она (теория) не отрицает важности индивидуальных качеств личности.

Теория конституентов уточняет, развивает ситуационную концепцию. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. В круг конституентов включают политических активистов, приверженцев (последователей лидера), избирателей, тех, кто взаимодействует с ним, оказывает влияние. Взаимодействие лидера и его конституентов -обоюднонаправленное. Лидеры могут менять своюсоциальную опору.

Психологические концепции. В их основе лежит психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняют субъективно-компенсаторные функции, позволяют преодолеть чувство неполноценности.

Вклад в развитие психоанализа внесли Эрих Фромм, Теодор Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих неврозы. Человек убегает от этого в сферу господства. Это спасение для авторитарной личности. Такой тип поведения в психологическом смысле - проявление не силы, а слабости.

Все эти интерпретации лидерства позволяют увидеть разнообразные стороны лидерства, но не дают полной картины. Попытку решить задачу, осуществить комплексное исследование лидерства предлагает интерактивный анализ. Он учитывает следующие главные моменты лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.

И все же создать единую универсальную концепцию лидерства невозможно.

А сейчас поговорим об эволюции политического лидерства. На практике она

проходит несколько этапов:

возникновение общественных движений и выделение их лидеров.

образование партий, выработка их программ и организационных принципов.

формирование иерархии партийно-политического руководства.

борьба за власть, приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.