Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используе­мым на территории Российской Федерации, относятся:

— национальные стандарты;

— межгосударственные стандарты, введенные в действие в РФ;

— общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации, применяемые в уста­новленном порядке;

— стандарты организаций;

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в об­ласти стандартизации;

— своды правил.

Национальные стандартыразрабатываются и утверж­даются в порядке, установленном Законом РФ «О техни­ческом регулировании» и ГОСТ Р 1.2—2004.

 

 

Общероссийские классификаторы технико-экономичес­койи социальной информации — нормативные докумен­ты, распределяющие технико-экономическую и социаль­ную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязатель­ными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необхо­димости применения этих стандартов для совершенство­вания производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распро­странения и использования полученных в различных об­ластях знаний, результатов исследований или испытаний, измерений и разработок.

Правила (нормы) стандартизации -нормативный документ, устанавливающий обязательные для примене­ния организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации. Например, правила стандартизации ПР 50.1.074-2004 «Порядок подготовки проектов национальных стандар­тов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены». Эти ПР конкретизируют отдельные положения основополагающего стандарта ГОСТ Р 1.2-2004 «Стан­дартизация в Российской Федерации. Стандарты наци­ональные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

Рекомендации по стандартизации —это документ, со­держащийсоветы организационно-методического характе­ра, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего нацио­нального стандарта или содержат положения, которые це­лесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем стандарте. Например, рекомендации по стандартизации Р 50.1.035-2001 «Поря­док применения международных и региональных стандар­тов в Российской Федерации» способствуют применению основополагающего стандарта ГОСТ Р 1.5-2004.

Свод правил- это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, и который приме­няется на добровольной основе.

Так что же такое стандарт? Руководство ИСО/МЭК-2:2004 дает такое определение: стандартдокумент, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различ­ных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядо­чения в определенной области. Однако существует другое определение, которое сегодня особенно следует учитывать (Директива ЕЭС 83/189): стандарт— технические усло­вия, утвержденные признанным органом, занимающимся стандартизацией, для многократного или постоянного применения, соответствие которым не является обязатель­ным. С развитием стандартизации развивается и понятие стандарта.

В настоящее время в России действует более 23 тыс. национальных стандартов, из которых около 20 тыс. имеют статус межгосударственных стандартов стран СНГ. Отраслевая структура фонда национальных стандартов приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Отраслевая структура национальных стандартов

 

На основе этих определений можно выделить несколь­ко основных характеристик стандарта:

— утвержден признанным и компетентным органом;

— направлен на достижение оптимальной упорядочен­ности в определенной области;

— разработан на основе сотрудничества и консенсуса доступен для общественности;

разработан для пользы общества с целью техническо­го прогресса и утвержден всеми заинтересованными сторонами;

— многократное или постоянное применение;

— добровольное использование.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разра­батывают следующие виды стандартов(ГОСТ Р 1.0-2004 ГОСТ 1.1-2002):

• стандарты основополагающие (организационно-мето­дические и общетехнические);

• стандарты на термины и определения;

• стандарты на продукцию;

• стандарты на услуги;

• стандарты на процессы (работы) производства, эксплу­атации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

• стандарты на методы контроля (испытаний, измере­ний, анализа).

Знак соответствия национальным стандартам приме­няется при документальном подтверждении соответствия конкретной продукции всем требованиям национального стандарта на эту продукцию (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5 Знак соответствия национальному стандарту

 

Нанесение. Применением знака соответствия нацио­нальным стандартам является маркирование им непо­средственно продукции, тары, упаковки, сопроводительной технической документации, а также использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Маркирование продукции знаком соответствия нацио­нальным стандартам осуществляется на добровольной основе.

«Системы (комплексы) общетехнических и организационно-методических национальных стандартов»