При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.
Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
v к унифицированным системам документации;
v к унифицированным формам документов различных уровней управления;
v к составу и структуре реквизитов и показателей;
v к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.
Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:
v чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
v одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
v работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
v имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.
v Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.
v Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации.
v За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
v исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
v классификацию и рациональное представление информации.
Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:
1-й этап — обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:
v понять специфику и структуру ее деятельности;
v построить схему информационных потоков;
v проанализировать существующую систему документооборота;
v определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.
v 2-й этап — построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности.
v В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
v ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
v выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
v совершенствование системы документооборота;
v наличие и использование системы классификации и кодирования;
v владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
v создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
v Техническое обеспечение
Техническое обеспечение— комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические, процессы.
Комплекс технических средств составляют:
v компьютеры любых моделей;
v устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
v устройства передачи данных и линий связи;
v оргтехника и устройства автоматического съема информации;
v эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
Документацию можно условно разделить на три группы:
v общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
v специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
v нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
v К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.
v Централизованноетехническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
v Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
v Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
v Математическое и программное обеспечение
Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
v средства моделирования процессов управления;
v типовые задачи управления;
v методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
v В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
v К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации.
v Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
v Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы.
v В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
v Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
v Организационное обеспечение
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
v анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
v подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
v разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
v Правовое обеспечение
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.