Тема 7. Некоторые жанры информационных документов
В последние годы в связи с ростом объема информации появилась необходимость ее аналитико-синтетической обработки — это творческий процесс, который включает поиск, отбор, оценку и переработку информации.
К видам аналитико-синтетической обработки информации относятся:
библиографическое описание — совокупность сведений о произведении: печати или другом документе (его части: или: группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д.;
аннотация— краткая характеристика произведения печати с точки: зрения содержания, назначения, формы и других особенностей (ГОСТ 7,9 - 77);
реферат — сокращенное изложение содержания: первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9 — 77).
С одной стороны, анализ равен извлечению из первоисточника ценной информации, с другой,— это создание нового документа, содержащего только ценную информацию, то есть синтез. Синтезировав, а именно обобщив, оценив каждый элемент (абзац) еще раз, можно получить реферат, как продукт аналитико-синтетической обработки первичных документов, который от всех видов вторичных информационных документов отличается наибольшей информативностью в раскрытии содержания первоисточника. Кроме того, использование рефератов для поиска текущей или ретроспективной информации: можно сэкономить до 90%времени, необходимого в случае обращения к первичному документу.
Форма представления информации в виде реферата удобна для длительного хранения в фондах справочно-информационных служб и информационно-поисковых систем, удобна для оперативного ввода, эффективной обработки и экономного использования в памяти ЭВМ, а, в некоторых случаях реферат может заменить первоисточник.
История существования реферата в качестве информационного документа насчитывает более трех веков. Если в XVI в. основная роль в обмене информации принадлежала книгам, то в конце XVIII века — журналам, а в XIX в. большее значение придается статье. Нарастающий поток статей в свою очередь породил систему реферирования и резюмирования, реферативные издания явились эффективным средством, позволяющим следить за новинками научных публикаций.
Название реферат происходит от латинского "referre" — сообщать, докладывать. В России автором идеи организации специализированных реферативных журналов был Михаил Васильевич Ломоносов, который одним из первых обратил внимание на специфику новых произведений и творческие трудности, связанные с передачей их: содержания, то есть по существу на работу референта.
Реферат является многофункциональным документом — он предназначен служить средством оповещения о новых достижениях и быть средством ретроспективного поиска. Эти две функции предъявляют к реферату противоречивые требования. В первом случае реферат составляется для узкого круга специалистов, занятых разработкой проблемы, которой посвящено основное содержание реферируемого документа. Во втором случае реферат, напротив, не имеет определенного адресата и должен быть рассчитан на длительное использование и непредвиденно широкий круг специалистов, исследующих смежные проблемы. В этом случае для реферата важен охват всех, в том числе и побочных линий содержания реферируемого документа.
Итак, первая функция тяготеет к следующим методам реферирования: аспектному, анкетному, специализированному и формализованному; вторая к общенаучному, системному, понятийному.
Для первого нужен в качестве референта узкий специалист, а для второго — специалист широкого профиля и высокого уровня, а сам реферат должен нести коммуникативные функции, а именно:
1. Позволить специалистам: в данной области принять решение о необходимости обращения к первичному документу;
2. Предоставить необходимую информацию специалистам, занимающимся смежными проблемами, которым не требуются детальные данные;
3. Облегчить и ускорить подготовку информационных изданий и создание информационных массивов (банков данных, в различных информационно-поисковых системах);
4. Облегчить преодоление языкового барьера, при работе с первичным документом.
Таким образом, основная функция реферата коммуникативная —полно, объективно, максимально сжато передать потребителю содержание первичного источника информации, а также распространение и обмен информации о новых, достижениях науки и техники.
2.Информативная — избавляет потребителя от необходимости изучения первичного документа.
3.Сигнальная, индикативная,указательная — оперативное оповещение читателя о наличии данного первоисточника и его кратком содержании.
4.Поисковая— использование реферата в качестве
поискового образа, первичного документа, при информационном поиске в машиночитаемых реферативных, базахданных.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста (реферат-конспект и реферат-резюме). Продуктивные рефераты предполагают критическое иди творческое осмысление литературы (реферат-обзор и реферат-доклад).
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяются три основных компонента:библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Реферирование представляем собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.
Требования к реферату:
· Высокая информативность.
· Точность.
· Краткость.
· Логичность.
· Простота, удобство зрительного вое приятия.
Краткость и точность реферата достигаются следующими синтаксическими средствами:
1. Использование простых распространенных предложений небольшой длины.
2. Отказ от обилия придаточных предложений, сложных причастных оборотов вопросительных форм.
3. Употребление неопределенно-личных предложений.
4. Введение большого количества перечислений.
Объективность представления: информации в реферате проявляется в обобщенно-отвлеченном, безличном характере изложения, затушевывающемроль деятеля. Это достигается следующими средствами:
1) Лексическими (термины).
2) Морфологическими (форма лица глагола в безличном, неопределенно-личном и обобщенно-личном значении, страдательном, пассивном и т.д.).
3) Синтаксическими (безличные, неопределенно-личные обороты и предложения).
Активно используются простые предложения, часто осложненные однородными членами или обособленными причастными оборотами. Такие синтаксические конструкции обеспечивают высокую информативность сообщения за счет увеличения информационной емкости предложения.
Употребления страдательных конструкций обусловлено необходимостью соблюдать принципы объективности научного сообщения.
Активизация внимания читателей обеспечивается:
1) Динамизмом — повышенным темпом подачи новой информации.
2) Безличностью изложения — усилением акцента на действии, объекте действия и затушевыванием плана деятеля.
Активно используются односоставные безличные, а также неопределенно-личные предложения.
В рефератах могут употребляться некоторые виды сложноподчиненных предложений. Чаще всего встречаются придаточные изъяснительные с союзом "что". Ограниченно в рефератах используются и бессоюзные сложные предложения, а также придаточные присоединительные. Значительно реже встречаются сложноподчиненные предложения с придаточным условия или причины.
Аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов: автор произведения, где и когда издано, сколько страниц, кому адресовано; жанр произведения; главные действующие лица; время, место действия; краткое содержание; библиографическое описание.
В аннотацию можно включить оценку произведения, выдержки из рецензий или ссылки на них, сведения об авторе, о творческой истории произведения и т.д. Эти элементы относятся к факультативным. Аннотация может быть ограничена перечислением содержания рубрик по оглавлению.
Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания. Элементы отзыва – автор произведения, жанр произведения, главные действующие лица, время и место действия, краткое содержание.
Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и др.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
Задача рецензента — выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля, рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения; рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях, выразить меру общественного признания произведения.
Принципы рецензирования:
1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.
2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора — детальное знание произведения. Преимущества рецензента — высокий уровень
теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменят.
5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
- Библиографическое описание.
- Краткая характеристика творчества писателя — в связи с данным произведением.
- Творческий замысел автора книги.
- Смысл названия.
- Краткая информация о содержании.
- Критическая оценка произведения:
- особенности композиции,
- мастерство автора в изображении героев,
- индивидуальный стиль писателя,
- искусство иллюстратора книги.
- Основная мысль рецензии.
- Актуальность тематики произведения.
Рецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т. п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода,— нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.
Если пришлось составлять рецензию, следует помнить, что откровенно плохих работ не бывает. Возможно, с этим человеком, Вам, придется еще не раз встретиться. Поэтому принято вначале найти положительные черты в рассматриваемом исследовании и отметить это, а уж потом остановиться на том, что не получилось в данной работе, которая, конечно же, не является: а) последним вариантом статьи и можно над ней еще поработать; 6) последним трудом данного человека. Заканчивать рецензию надо в мажорных тонах — дескать, если не сейчас, то в следующий раз или после переработки есть возможность рассмотреть работу еще раз. Разумеется, надо дать человеку шанс. В зависимости от качества работы структура рецензии может находиться в интервале от: один абзац положительный, весь текст отрицательный; либо наоборот. Представление о мнении рецензента дает баланс положительного и отрицательного секторов не только в объеме рецензии, но и в силе применяемых выражений.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллитристический характер.
Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане — личность автора, его мысли и чувства. Эссе — это размышления по поводу.
Аргументированное эссе - это литературное tпроизведение (связный текст), написанное на проблемную тему.
Другими словами, это эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».
Цели аргументированного эссе:
1) убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции).
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая