Экскурсии в природу второй половины 19- начала 20 века

Середина XIX в. была отмечена противопоставлением гуманитарного знания, которое вдруг показалось субъективным, неточным, - и знания «позитивного», полученного при помощи опытного изучения явлений природы. Утверждение Базарова, героя тургеневских «Отцов и детей», что «природа - не храм, а мастерская» разделяли многие носители прогрессивных взглядов, видевшие в изучении природы основу для ее изменения в соответствии с нуждами людей. Точно так же они изучали и общество – с целью его изменения.

Человек в трудах этих исследователей рассматривался, прежде всего, как часть природы. Труды физиологов (Базаров советует читать своему товарищу Бюхнера) доказывали, что человек мало чем отличается от животного, они срывали романтический покров с отношений между представителями разных полов. «Царь природы» рассматривался в одном ряду с препарированной лягушкой.

Не все придерживались столь радикальных взглядов, но изучение природы, «прогулки в природу» становились модой наряду со сбором гербариев и коллекций насекомых, изучением птиц и животных.

В науках о природе выделялись все более узкие области знания, однако осознанно это было несколько позже: «…мы никогда не имеем в своем распоряжении природы в ее целом, а наоборот – всегда расчленяем ее и изучаем порознь такие явления, которые на самом деле теснейшим образом связаны между собой […] напр., изучение порознь почвы, бактерий, грибов, различных семейств зеленых растений, червей, насекомых и прочих животных – составляет продукт искусственного расчленения таких естественных и цельных единиц, каковы, напр., лес, луг, болото и т.д.».

Постепенно росло убеждение, что явления природы и ее представителей необходимо изучать в их естественной среде. Пионером в этой области был Д.Н. Кайгородов. Будучи еще молодым офицером, специалистом по изготовлению пороха, в 1860-х гг. он вольным слушателем посещал курсы Санкт-Петербургского Земледельческого (впоследствии Лесного) института, затем стал профессором лесной технологии.

Кайгородов Дмитрий Никифорович(31.08.1846 – 11.02.1924)

Основатель российской фенологии Дмитрий Никифорович Кайгородов родился 31 августа (по старому стилю) 1846 г. в Полоцке. Сначала любопытство, а затем устойчивый интерес ко всему живому (и неживому) в природе стал проявлять в детстве, делая первые «открытия» в отцовском саду, на рыбалке и охоте. Спустя много лет он писал: «...сад был колыбелью моей любви к цветам, деревьям, птицам - ко всей природе, - любви, доставившей мне столько радостей и столько светлых дней в моей жизни!»

Кайгородовы жили на окраине небольшого белорусского городка Полоцка.

В начале он пошел по пути военной карьеры. В Полоцке Дмитрий окончил кадетский корпус, школу военных техников (специализировался по химии) и начал службу в конной артиллерии. Однако юношу влекло другое. На 20 году жизни ему попалась книга А. Брема «Жизнь птиц», которая и сделала молодого офицера страстным орнитологом. Познакомившись с книгами А. Брема и других зоологов, он по-иному начинает воспринимать наблюдаемое в окрестных лесах, полях, на болотах и решает всерьез заняться биологией. Перевод по службе в Петербург на Охтинский пороховой завод не изменяет его решения. Для молодого поручика служба оказалась необременительной, так как завод работал лишь пять месяцев в году и у офицеров оставалось много свободного времени. Кайгородов читает книги о природе (благо, при заводе неплохая библиотека), бродит по охтинской округе с биноклем, блокнотом, баночками для сбора насекомых и ботаньеркой, исследует в заводской химической лаборатории под микроскопом образцы растений, бывает на лекциях известных специалистов по ботанике, минералогии, метеорологии, физике и химии.

Осенью 1868 г. он поступает в Петербургский Лесной институт. Как вольнослушатель успешно проходит за три года полный курс Петербургского земледельческого института (ныне Лесная академия). Вскоре оставляет военную службу, а в 1872 году защищает кандидатскую диссертацию «О добывании уксусной кислоты как предмета мелкой заводской промышленности». В институте обратили внимание на способного студента, штабс-капитана и кандидата наук и предложили двухлетнюю заграничную командировку в Саксонию, Швейцарию, Германию и Швецию с целью более полного изучения технологии обработки древесины и подготовки к руководству вновь создаваемой кафедрой. По возвращении на родину в 1875 г. Дмитрий Никифорович становится заведующим кафедрой лесной технологии, а позже - кафедрой лесного инженерного искусства. Возглавляет кафедру 30 лет, получает звание почетного профессора и становится помощником директора. Он пишет статьи о рационально-хозяйственном использовании лесных богатств, составляет «Лесоторговый словарь».

Еще в 1871 году Кайгородов начинает вести постоянные наблюдения за сезонными явлениями природы. Ничто не ускользает от его пытливого взгляда. В течение десятилетий он анализирует результаты, сводит их в систему и, словно летописец, публикует в виде бюллетеней, дневников и календарей. Понимая, как необходимы огромной стране такие сведения, вовлекает в длительную и кропотливую работу десятки, сотни, тысячи корреспондентов - любителей природы из разных регионов России - и становится общепризнанным «сказителем» времен года. Кайгородов с помощниками впервые создают отечественную фенологическую сеть, носящую сегодня его имя.

Страна мало знала Д.Н. Кайгородова как профессора лесной технологии. Зато вся читающая Россия конца ХIХ — начала ХХ века помнила его как исключительного популяризатора природы, своего «русского Брема». Его популярные книги — «Беседы о русском лесе. Краснолесье, Чернолесье», «Из зеленого царства», «Собиратель грибов», «Наши весенние цветы», «Наши летние цветы», «Из царства пернатых» сразу выдержали по 5—8 изданий. В 1889 г. ученый обучал великого князя Михаила Александровича, которому посвятил книгу.

Дмитрий Никифорович не только беззаветно любил родную природу, но и всячески защищал ее. Будучи одним из ведущих специалистов лесного хозяйства, постоянно призывал к бережному использованию лесных сокровищ. Он - один из инициаторов установления весеннего праздника «День птиц» и автор статей в массовых изданиях: «В защиту аистов», «В защиту щеглов», «Пожалейте зимой птичек!», «Птицы и дамы» (последняя статья - против зряшного уничтожения больших и красивых птиц ради перьев для боа и шляпок).

Д.Н. Кайгородов не являлся членом каких-либо природоохранных обществ России начала ХХ века. Как он сам признавался, ему всячески претила какая-либо общественная или административная работа. Вместе с тем его влияние на развитие природоохранного движения в Российской империи огромно. Он — один из авторов первых в России статей в защиту птиц, опубликованных, как правило, в популярных газетах и журналах. Неоднократно поднимал ученый и вопросы сохранения леса. Но главное значение его деятельности, конечно, в том, что он раскрыл читающей публике России красоту родной природы, зажег интерес, любопытство к ней. Д. Кайгородов — один из основоположников этико-эстетического направления в отечественной природоохране. На рубеже двух столетий, наверное, не было в России ученого-естественника, кто так бы обращал внимание своих читателей и слушателей на природную эстетику. Одна из его первых лекций, прочитанных в 1872 г., называлась «О цветке как источнике наслаждения». Он — автор нескольких популярных статей, где исследует вопрос отображения красивого пейзажа в живописи. Но вершиной творчества Д.Н. Кайгородова является исследование «П.И. Чайковский и природа», где он показывает благоприятное влияние природной красоты на человека.

«Яркий пример П.И. Чайковского показывает, какую великую роль может сыграть в жизни человека сильно развитое чувство природы. Чувство это, наравне с чувством религиозным (с которым оно близко родственно), прирождено каждому человеку, хотя бы иногда и в зачаточном состоянии, как и всякое другое чувство, оно может быть воспитываемо и развиваемо. Родители и школа должны всемерно заботиться о культивировании этого чувства в нарастающих поколениях, чувства питающего и возвышающего душу и ведущего к «действительному счастью», столь редкому на нашей планете...»

Одним из первых в России Д.Н. Кайгородов поднял вопрос о необходимости водить школьников (вместо сидения в душных классах на уроках естествознания) на экскурсии в природу. В течение сорока лет Д. Н. Кайгородов приобщал к природоведению школьников, студентов, преподавателей. Он проводил разнообразные биологические экскурсии, устраивая занятия в необычных «аудиториях» - в лесу или в поле, на лужайке или около болотца, в саду или в лесопарке.

Как инструмент научного исследования в 1880-х годах получает распространение исследовательская экскурсия, больше отвечающая сегодняшним представлениям об экспедиции. В области естественных наук эту форму исследования вводит и развивает Д. Н. Кайгородов, которого Н. П. Анциферов позднее назовет «пионером экскурсионного дела». Ученый вводит понятие «целокупная природа» и разрабатывает экскурсию как основной способ ее изучения.

Предложенный им экскурсионный метод, а также воспитание природной красотой оказало большое влияние на русскую педагогическую мысль (в частности, на Б.Е. Райкова). Д.Н. Кайгородов — составитель многих хрестоматий для чтения о природе.

Наибольшую известность принесли ему две идеи. Первая из них - мысль о необходимости комплексного наблюдения изменения всех явлений природы в соответствии с временами года (фенология) и вторая – о замене в школах преподавания естественной истории – «изучением живой природы по общежитиям».

Эти две идеи были связаны между собой мыслью о необходимости изучения «целокупной природы» в ходе естественнонаучных экскурсий, и школьных в том числе. Он писал: «Мне рисуется в далеком будущем (а может и не так уж далеком!) такой заманчивый идеал: с появлением первого зеленого листа на дереве двери всех классов (кроме последнего) закрываются, все уроки прекращаются, кроме уроков природоведения (преподающегося во всех классах), и уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор – сама Природа».

Как выдающийся фенолог, Д.Н. Кайгородов создал в России огромную сеть корреспондентов, привлекая к наблюдениям за природой прессу и большое количество самых разнообразных людей, что также способствовало проявлению в стране интереса к родной природе.

Д.Н. Кайгородов был противником материалистических идей, антидарвинистом, глубоко религиозным человеком, специально занимался изучением богословской литературы. При помощи естествознания он хотел развить в детях интерес и любовь к природе, к родному краю и благоговейное почитание Творца Вселенной — «великого разума, которым все создается и управляется в природе». К составлению программы естествознания для трех младших классов он был привлечен по личному желанию царя Николая II, который ценил его как воспитателя царской семьи. В объяснительной записке к этой программе ученый писал: «Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестали ее любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье — физическое и духовное. Нужно приблизить подрастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям, ее составляющим. Думается, что культивирование такой любви в большей мере присуще именно прохождению в русской школе живого, основанного на экскурсиях, русского природоведения, рассматривающего природу по его общежитиях».

Однако из-за того, что ученый имел отношение к воспитанию царской семьи, его взгляды в советское время были признаны реакционными, а книги не переиздавались. Другой причиной являлось то, что многие работы Д.Н. Кайгородова, особенно его хрестоматии для чтения о природе, содержали идею Бога в природе, что противоречило материалистическому подходу к природе.

Умер Д.Н. Кайгородов 11 февраля 1924 г. в Ленинграде.