Исторические экскурсии Н.А. Гейнике.

Николай Александрович Гейнике (1876–1955) – краевед, знаток Москвы. В 1918 г. под его руководством выходит справочник-путеводитель «По Москве» (переиздан в 1991 г.), который считается своеобразным итогом изучения города в дореволюционный период. Гейнике был членом Комиссии «Экскурсии по России», организовывавшей, как помнит читатель, экскурсии для учителей. Подобно другим экскурсионистам, он активно содействует развитию экскурсионного дела в первые послереволюционные годы. В 1919 г. создает московский семинар по культурно-историческим экскурсиям при Обществе «Культура и Свобода» (основанном А.М. Горьким), в задачи которого входила подготовка экскурсоводов и разработка теоретических вопросов экскурсоведения и краеведения. В 1920-е – начале 1930-х гг. руководит экскурсионным сектором Института методов внешкольной работы, очень много преподает, читая курсы по истории Москвы, краеведению и экскурсоведению для студентов МГУ и других вузов, а также слушателей многочисленных курсов и семинаров. Преподавательскую работу Гейнике вел до конца своей жизни.

Итогом деятельности организованного им семинара по экскурсионному изучению Москвы стал сборник «Культурно-исторические экскурсии» (1923) для которого Н.А. Гейнике написал большую вводную статью. В ней он излагает свой взгляд на экскурсионное движение в России и свое понимание экскурсионного метода.

В основе его подхода к сущности экскурсии – зрительное восприятие, умение «видеть», которое, как он совершенно точно отмечает, дается человеку с большим трудом. Во времена становления экскурсионной школы это объяснялось книжным, по преимуществу, характером образования «Узнать что-либо, – пишет Гейнике, – это прежде всего прочитать в книге» (Гейнике А.Н., 1923, с. 6), а сейчас – чрезмерностью визуальной информации, вследствие чего мы теряем способность к сосредоточенному рассматриванию. Экскурсия призвана компенсировать односторонность развития человека, его «слепоту», формируя умение «видеть», т.е. не только подмечать значимые детали, но и воспринимать монументальный или музейный памятник в определенном историко-культурном контексте.

Гейнике не настаивал на выделении какого-либо одного признака экскурсии, более того, считал, что «сущность экскурсионного метода определяется не одним только признаком, а рядом характерных особенностей» (там же, с. 5). Вторым, после зрительного восприятия, признаком он считал моторность, ибо обостряется зрительное восприятие в процессе движения: «Необходимо несколько раз подойти к... памятнику и притом с разных пунктов, обойти церковь кругом по земле, подняться по ее бегущим крыльцам, обойти ее вторично, но уже по гульбищу второго этажа, словом очень много походить, и только в этом процессе движения выясняются с полной отчетливостью для экскурсантов поставленные руководителем задачи» (там же, с. 9).

Далее, экскурсионный метод более чем какой-либо другой, дает возможность исходить из творческой активности экскурсанта, служит для «проявления его индивидуальных интересов, вкусов, наклонностей» (там же, с. 11).

Важное качество экскурсии – ее коллективность: «Моменты высшего эмоционального подъема бывают именно в процессе коллективного восприятия, когда все экскурсанты сливаются в единый организм, безмерно более тонкий и чуткий, чем каждый член экскурсии в отдельности» (там же, с. 12).

Наконец, экскурсию характеризует ее тематичность, т.е. объединение «вокруг одного познавательного или эмоционального стержня».

Сущность экскурсионного метода Н.А. Гейнике определяет следующим образом: «В основе экскурсионной работы идут зрительные впечатления, почти всегда сопровождаемые и осложняемые восприятиями моторного характера; работа экскурсанта носит активный и творческий характер; особая углубленность этой работы является следствием ее коллективности; образовательные цели экскурсии достигаются ее тематичностью» (там же, с. 13).

Это емкое, хотя и несколько сухое, определение мы имеем возможность проиллюстрировать непосредственными впечатлениями тех, кто на себе испытал обаяние мастерства Н.А. Гейнике и мог проникнуть в сущность его метода. Обратимся к воспоминаниям его ученицы – А.Б. Закс, впоследствии видному отечественному музееведу. Анна Борисовна вспоминает об экскурсии Н.А. Гейнике «Вокруг стен Кремля»: «Вместе с боем курантов экскурсия началась. Это было какое-то волшебное действо, чудо. Слепые становились зрячими. Заговорили не только зубчатые стены и островерхие башни, каждая из которых имела свою историю, особый смысл; свое слово сказал буквально каждый кирпич, каждый зубец Кремлевской стены. Издали мы любовались изяществом произведения талантливых архитекторов и строителей; стоя непосредственного под башней и поднимая голову, ощущали ее тяжесть и мощь... Мы смотрели, слушали, передвигались, вертели головами, движениями рук обрисовывали контуры архитектурных деталей, отвечали на вопросы руководителя, задавали ему вопросы. Очень разные люди почувствовали себя единым коллективом» (Закс А.Б., 1991, с. 250).

Итак, в основе метода Н.А. Гейнике – формирование культуры зрительного восприятия.

Тема 5. Исследовательская экскурсия как инструмент научного исследования «целокупной природы»