Вопрос: Правовые ограничения на проведение обязательного аудита
Вопрос: Обязательный аудит
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный
аудит предусмотрен в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год прёвышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют стоимостным критериям обязательности аудита организаций или индивидуальных предпринимателей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен иными федеральными законами.
К иным федеральным законам, предусматривающим обязательный аудит в отношении отдельных видов экономических субъектов, относятся:
– Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
– Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
– Федеральный закон от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
– Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий».
В отношении права субъектов аудиторской деятельности на проведение обязательного аудита действуют особые ограничения, призванные обеспечить соблюдение общественных интересов на получение достоверной информации о финансовом состоянии аудируемого лица, интересов государства как акционера (участника, собственника), сохранение государственной тайны.
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, Конституционность лишения лицензированных индивидуальных аудиторов права на проведение обязательного аудита подтверждена Постановлением Конституционного суда РФ от 01.04.2003 г. № 4-П.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или, собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 225%,)заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Отдельные вопросы проведения конкурсов регламентируются Письмом Министерством финансов РФ от 24.06.2003 г. №.28-01-22/1288/АП.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля. принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности нарушение договора.
Иных оснований для возникновения обязанности субъекта аудиторской деятельности по заключению договоров страхования Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» не предусмотрено. Страхование риска ответственности за нарушение договора не является страхованием профессиональной ответственность аудиторской организации в целом.
22 вопрос: Аудиторское заключение
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами стандартами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту.
Соответственно представление аудиторского заключения в налоговый орган является прямой обязанностью аудируемого лица, установленной Налоговый кодексом Российской Федерации. Неисполнение данной обязанности может признано налоговым правонарушением.
Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Судебный порядок признания аудиторского заключения заведомо ложным основывается на принципе презумпции невиновности субъекта аудиторской деятельности. Соответственно, бремя доказывания заведомо ложного характера аудиторского заключения и вины конкретного субъекта ответственности несет истец.