ВОПРОС. Взаимодействие формирующейся п-п теории с естественно-научными знаниями.

ВОПРОС Мифологические истоки античного правосознания.

Другой фактор – мифологические истоки.

Существование мифа подчеркивает, что в Др.Греции и Риме миф так и не вышел за рамки породившей его культуры и не трансформировал современника. При этом мифология оказывала влияние на характер п-п мысли, но делала это иначе чем религия.

Отличия мифа от религии:

Миф Религия
Образ божества
Боли антроаморфны (близки к людям). Модель поведения божества максимально приближена к человеческому пониманию. Образ бога поднимается на совершенно иной уровень. Он трансцендентен, т.е. недоступен человеческому познанию. Сущность бога выше пределов человеческого разума.
Характер норм, регулирующих поведение
Регулирование абсолютно ситуативно и моделировано в зависимости от конкретного поведения бога в той или иной ситуации Кроме того, религия при всей казуистичности первых религиозных норм все же стремится к большему обобщению, формулировки более абстрактных правил поведения

Эту мифологию отличает политеизм, атропоморфность богов, единство естественного и сверхъестественного миров. Из мифологически представлений вырастает идею компромисса и общего блага, как целеполагание человеческого общежития. Сам образ правового мышления в античности носит диалогический характер. Принятие решения по итогам общего собрания является естественным для полиса. С другой стороны, диалогичность античного правосознания носит изначально замкнутый характер. Это питало олигархические, аристократические настроения.

Мифологические истоки античного правосознания порождали в нем единство правового и морального компонента. Закон и мораль в отличии от Восток на Западе не противопоставлялись. Напротив, закон отождествлялся со справедливостью. Являясь результатом соображением общего блага, закон сам по себе как феномен являлся высшим благом для общества. Беззаконие отождествлялось с хаосом и вело к гибели полиса.

Наконец, можно сказать что из античной мифологии произросли философские идеалы и категории, ключевые для античной п-п мысли. При этом нее следует мифолизировать античное правосознание. Его особенности были определены характером и спецификой развития греческой мифологии, но и это не означает проникновение ее в сущность правосознания человека. Это отличает западную цивилизацию от восточной, где религиозные нормы были вплетены как в государственное управление, так и в поддержание общественного порядка.

Начало формирования античной п-п теории приходится уже на ранний (космологический) период развития философии. Происходит постепенный переход от мифа к логико-понятийному мышлению. Первоначально это проявляется в усложнении мифологической картины мира, когда наряду с мифами о сотворении мира и людей появляются мифы об отдельных законных установлений. Предметом размышлений древнегреческих философов была именно природа. Они задавались целью – познать первопричины бытия, стремясь при этом к поведению идеальных сущностей и объективных закономерностей. Сама древнегреческая мифология была мифологией природы, и вопрос о происхождении мира был в ней ключевым. Это обусловило последующую естественно-научную направленность мысли.

Проблема первоначал занимала значительное место в ранней философии. Н: Фалес считал первоначалом воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – Огонь, Пифагор – число. Но эти понятия наполнялись не только буквальным, но и символическим значением. Рационализм античной п-п мысли был обусловлен исходной философской посылкой. Натурфилософы считали окружающий мир обманчивым, а чувственный опыт недостаточным для познания, поэтому они стремились вывести первооснову бытия исходя из разума. Наиболее яркими примера взаимодействия п-п знания и естественно-научного являются учения Пифагора и Демокрита.

Пифагор (6 век до н.э.) первым назвал себя философом и ввел в оборот термин философия. Он использовал количесвенные свойства и характеристики, считая, что «все в мире есть число». Самый главный вопрос для него – вопрос о справедливости. Оно выводилось из математического равенства. В политике оно выражалось в равенстве имущества. Равенство в содержании справедливости проявляло себя как всеобщая взаимность, когда воздаяния за имущественный или физический вред должно быть равным причиненной ущербу. Он использовал понятия квадрат. Сама фигура квадрата олицетворяет равенство. И возведение числа в квадрат – принцип талиона.

Пифагор выводил геометрическую справедливость. Суть – воздаяние не поровну, а по достоинству.

Влияние естественно-научной концепции прослеживает в резком отношении пифагорейцев к анархии.

 

П-п учение Демокрита пронизано его концепцией «природности», когда самого человека общество и происходящие в нем процессы он рассматривает как часть естественного хода природной эволюции. Он считает несправедливым то, что противоречит природе и естественному порядку вещей. Общество и государство не даны природой, но их образование – результат природной закономерности. Поэтому именно в государстве ему видится справедливость. При таком подходе государство и его интересы начинают доминировать над частными интересами.

 

Понятие логоса как закона бытия, противопоставление полиса и законам природы бытия – проявления естественно-научной мысли.

ВОПРОС Политико-правовые взгляды софистов

5 век до нашей эры происходит поворот от преобладания натурфилософии, природы, как основного объекта изучения, к преобладанию философии человека. Их называют интеллектуальными демократами, считали, что к знаниям может прийти любой. Их делят на старших и младших. Старшие- приверженцы демократии. В общем виде ПП взгляды софистов можно охарактеризовать как релятивизм, т. е. все в мире относительно и зависит полностью от человека. Человек- мера всех вещей. Первоначально такая установка не несла в себе негативного смысла и абсолютного отрицания истин. Субъективное восприятие подлежала устранению. Софисты первыми в истории заговорили о противопоставлении естественного и позитивного права. Но выкладывали в эти понятия иной смысл.

Естественное право понималось как некий ход вещей, как порядок, существующий независимо от воли человека.

Позитивное право - это право волеустановленное, но это не значит произвольность или несправедливость.

Древние греки идеализировали полис, и воспринимают сам полис как олицетворение справедливости и порядка. И это не давало оснований предполагать, что в полисе могут быть установлены несправедливые законы. Кроме того во времена софистов был расцвет древне греческой демократии, а это наводило на мысль, что граждане не могли установить для самих себя несправедливые законы, так как они установлены исходя из общего блага. Таким образом, становится понятным, почему софисты, проводя различия между правом и законом, подчеркивали роль именно человеческого прав, то есть позитивного права, установленного человека, в рамках которого может быть реализована справедливость. Их стали критиковать, потому что они возвели отрицание в абсолют и дошли до проповедования абсолютного имморализма в политике. Понятие "справедливость" было лишено морального содержания и заключалось в соображениях пользы для сильнейших. При этом они описывали реальное положение вещей говоря, что каждая власть устанавливает законы в своих интересах и объявляет их справедливыми. Софисты были убеждены, что управлять должны сильнейшие, а они получали критику со стороны толпы за неравенство. С точки зрения позитивизма софисты были абсолютно правы, так как связывали понятие справедливости с формально- юридическим критерием. Они являются предшественниками юридического позитивизма.

ВОПРОС ППТ Сократа

Первоначально принадлежал к софистам, а потом стал их резким критиком, но в его философии есть идеи софистов. Следуя общефилософской тенденции он связывал познания с разумом, считал, что познание присуще человеческой душе и воздействием можно взрастить в ней добродетель. Добродетель- справедливое и мудрое начало. Поэтому для го характерно утверждение, что мудрым людям свойственно совершать только справедливые поступки. В отличие от Платона и Аристотеля, Сократ не высказал симпатии к определенной форме государства и не присматривал их классификацию. В этой связи унывая общий характер ППТ Сократа важно понимать, что он не мог быть противником демократии. Рассуждая о праве и законах, Сократ приходил к выводу о тождестве законного и справедливого. Что на первый взгляд являкттся суждением софистов, но вкладывал другой смысл. В этом проявляется его утилитаризм, справедливо- то, что полезно, а полезно соблюдать закон. Этот тезис твердил своим собственным жизненным примером.

ВОПРОС ППТ Платона

Близкий ученик Сократа, ППУ Платона знаменательны тем, что он создал первую утопию, то есть идею совершенного государства. С государством он связывает идею справедливости. Справедливый порядок в идеальным государстве обеспечивается разделением труда. Одно из слагаемых справедливости- правление философов. Если представители каждого из сословий будут соблюдать границы между своей деятельностью, и выполнять каждый свое предназначение, то государство будет обладать качествами мудрости, мужества и рассудительности. Благодаря соединению которых, можно считать его справедливым. Для Платона характерно двоякое описание концепции происхождения государства.

1 в труде Государство, здесь происхождение государства обусловлено человеческими потребностями, поскольку их масса, и они разнообразны , то один человек не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Платон подчеркивает, что качественно трудится может только тот, кто специализируется на чем-то одном. Для удовлетворения потребностей нужно, чтобы существовали люди, специализирующиеся на конкретной деятельности. Именно обмен продуктами труда обеспечивает удовлетворение их нужд и способствует их объединению. Жизнь усложняется и появляются новые потребности, население увеличивается и требует большей территории, что ведет к конфликтам с соседями. Таким образом, от возникшего первоначально сословия производители отделается сословие воинов и правителей- философов.

2 труд Законы, первоначально в силу немногочисленности населению всего хватало, и люди относились друг к другу хорошо, не было имущественного расслоения. Сообщество управлялось при помощи обычаев, и отношения выстраивались по семейным принципам, но с увеличением числа населения возникла потребность объединения население , а так как каждое сообщество имело свои законы, возникла потребность в их унификации, но сделать это было невозможно. Выход- создание новых общих законов. Что и было поручено наиболее достойным людям.

Между этими трактовками нет существенных различий.

Во взглядах Платона на государство есть немало тоталитарных начал. Его представления о праве и законе это подтверждают. Платон считает, что соблюдение законов обязательно независимо от их содержания, это объясняется тем, что только закон может направить людей к добродетели. Так как сами они в силу порочности природы не могут это сделать. Но поскольку закон абстрактный, то люди нуждается в большей регламентации жизни. То есть законы должны множиться и детализироваться. Увеличение числа НА является залогом сохранности совершенного государства. Важную роль в этом отводится судам, их основная функция репрессивная, то есть жестокие наказания за мелкие нарушения.

Платон описал картину цикличности форм государства. Считал, что он является неизбежным и непрерывным, а это значит, что порочная природа человека всегда будет влиять на форму государства. И в этом можно усмотреть аргумент самого Платона в пользу несостоятельности его модели идеального государства.

ВОПРОС ППТ Аристотеля

Своеобразие взглядов Аристотеля по отношению к Платону:

1. Аристотель не признавал противопоставлении мира идей и мира вещей. Считал, что не бывает сущности вне вещи.

2. Аристотель развал самостоятельное учение о справедливости, независящее от сущности государства. Понятие справедливости заключается в выражении "золотая середина" , то есть в недопущении крайностей. Сущность справедливости увязывается с меж личностными отношениями, а не с государственным порядком.

Политическая справедливость (право)- делится на естественную и условную. Эта справедливость действует в полисе, то она является правом, поэтому с долей условности можно говоря о выделении Аристотелем естественного и условного права, но эта классификация специфична. Как естественное, так и условное право включаются в понятие позитивного права. И не противопоставляются друг другу. ЕП объективно и не зависит от признания государством, это отношения собственности и рабовладения, утверждал что они одинаковы для всех. УП Субъективное и определяется волей и соглашением людей.

3. Критический взгляд Аристотеля на идеальное государство Платона

 

СРЕДНИЕ ВЕКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ КЛАССИКИ

Общая характеристика средневековой философско-правовой мысли

Эпоха средневековья – 5-16 век. Если учитывать мировоззренческую эпоху (христианство 1 век), то этот период длился дольше.

В целом все общественно-политические и иные процессы определяются христианством. Поэтому, эпохе в целом свойственен религиозный характер, но не такой ккак на Древнем Востоке, потому что здесь иной уровень религии, восходящий к науке. Поэтому природу мысли можно определить как теологическую.

В средневековом мышлении наблюдается 2 тенденции:

1. Ревеляционизм – т.е. утверждение, что бог открывает людям истину, к которой человеческий разум прийти самостоятельно не может. Поскольку истина уже открыта высшим разумом, то задача человеческого разума заключается не в поиске нового, а доказывания старого.

2. Традиционализм (консерватизм). Это задает ретроспективный характер средневековой мысли. В политико-правовом смысле это проявляется в идеализировании аксиом (тогда это были римские). Юристы стремятся не к введению новых норм, а к изучению уже существующих. Таким образом, в теологической и юридической сферах преобладает такая форма рассуждений, как комментарий, считающиеся незыблемыми текстами (Библия, тексты Юстиниана). Теология является матерью всех наук.

Доминирование теологии практически проявляет себя в том, что сама философия как и другие науки развиваются только в рамках монастырей. Христианские монархи имели доступ к библиотеке. Поэтому закономерно, что именно от монастырей со временем начинает исходить систематическое распространение знаний. Открываются школы, на основе которых в 11-12 веках в Европе возникают первые университеты.

По мере укрепления авторитета церкви она начинает претендовать на конкуренцию с властью светской. Поэтому одной из основных проблем является проблема соотношения этих властей.

Формирование средневековой западно-европейской философии происходит во многом на основе античных п-п идей. Соответственно это обусловливает присутствие иррациональных идей в общей массе религиозных представлений. Мо многом именно благодаря этому синтезу рационализма и иррациолизма (христ.религия) становится возможным развитие научной мысли, в т.ч. и юридической.