ВОПРОС Феномен полиса и развитие политической культуры античности.
Восточная и Западная политико-правовая теория.
Они отличаются концептуальным своеобразием. Они настолько различны по своему характеру и подходам решения политико-правовых проблем, что выделить в них общие черты очень затруднительно.
Их объединяет стремление к поиску лучшего совершенного управления государством. Попытка обосновать его стабильность и процветание. Выстраивание концепции взаимодействия человека с окружающим миром.
РАЗЛИЧИЯ
Восток | Запад |
Концепция человека | |
Этой концепции в научном смысле не существует. Понятие человек заменяется коллективом, неотъемлемой частью которого он является и существовать без которого не может. Коллективизм древневосточного мышления имеет под собой географические и климатические предпосылки, когда сами условия жизни располагая людей к объединению | Человек изначально рассматривается как индивид, личность, с ореолом не только обязанностей, но и прав. Это обусловлено климатическими и географическими факторами. Отношения хаотичны и свободны. |
Складывается устойчивая диспотическая форма правления | Тяготеют к аристократии (и демократии) |
П-п мысль отличает глубоко нравственный морально-этический характер. Принципы управления получают нравственное обоснование. Большое внимание уделяется морального облику правителя | Моральна составляющая практически не выражена. Ее отличает рационализм – обращение к естественным законам природы, причем в их практическом смысле. |
Религиозный характер. На Востоке миф постепенно перерождается в религию. | Перерождения не происходит. Западная религия возникает гораздо позже (античное время) |
Отличаются практическим (прикладным) характером. Их занимают проблемы способов управления государством, конкретные методы поддержания послушания граждан | П-п мысль не была обременена практическими нуждами, а потому развивалась более свободно и абстрактно (мышление о понятиях, сути вещей). Была естественно-научная направленность. Западную мысль интересуют общие понятия, абстрактные проблемы (закон, право, справедливость) |
Осознание права | |
Понятие права не известно |
Античная п-п теория заложила основы европейского понимания права и государства. Ее развитие проходило в 3 этапа:
1. Ранний (космологический) этап – 9-6 век до н.э.
2. Классический (софистический) – 5-первая половина 4 века до н.э.
3. Эллинизма (метафизический) – 4-2 век до н.э.
На особенности п-п теории оказал влияние ряд факторов:
1. Полисное устройство ДР.Греции.
Полис – город – государство. Но это не совсем так. Полис не тождественен государству в современном понимании этого слова. Он никогда не был особым институтом управления, а являлся лишь формой жизнедеятельности, способом существования древнего общества. Особенности полиса заключаются:
- для полиса характерно изначальное стремление к замкнутости, некоторой самоизоляции в эконом и соц отношении
- полис представлял собой гражданскую общину, т.е. коллектив свободных граждан(рабы не учитываются). Эта идея свободной гражданской общности являлась ключевой для всей п-п мысли. Полита являлась естественным проявлением каждодневной жизни древних греков. Она являлась развитием их существования. Ключевым понятием является общность. Индивид рассматривался как личность, но в рамках полисной общности. Противопоставление отдельного гражданина полису считалось недопустимым. Это считалось преступлением и противоречащим воли богов.
- полис, как замкнутая автономная община, мог существовать только при небольшой численности его граждан. Отношения между гражданином и рабом совершенно исключались из полисного устройства. Поэтому и в п-п мысли всегда имеет место противопоставление полисной организации другим варварским формам социального общения.
- свобода являлась не столько индивидуальной, сколько коллективной ценностью. Потому что свободным считался лишь тот, кто являлся гражданином полиса. Праве человека Древней Греции – права гражданина.
- сама концепция полиса, т.е. существование коллектива, порождает идею равенства его членов.
- цельность и совершенство полиса основывались на подчинении его существования и функционирования закону и право-справедливости. Полисные законы считались олицетворением божественного совершенства.