Валоризация пенсии.

Обязательное пенсионное страхование. Характеристика Программ валоризации пенсий (переоценка пенсионных прав) и государственного софинасирования

ПФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

· Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

· И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Задачи ПФ:

1. организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц;

2. ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

3. сбор средств для финансирования выплаты пенсий и пособий;

4. участие в финансировании программ по социальной поддержке населения;

5. расширение воспроизводства средств фонда на основе самофинансирования и коммерческой деятельности

ПФР обеспечивает (функции):

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

· проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет:

1. страховых взносов работодателей (26% от ФОТ, с 2012г. – 22%);

2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе индивидуальных предпринимателей и адвокатов (МРОТ*26%, с 2012г. – 22%, с 2013г. – 2*МРОТ*22%);

3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4. ассигнований из федерального бюджета на выплату

· государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам,

· их семьям социальных пенсий,

· на индексацию указанных пенсий и пособий,

· а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы,

· на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

· оплата материнского капитала;

· ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан (монетизация льгот);

5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

6. добровольных взносов физических и юридических лиц (в т.ч. в рамках софинансирования пенсии), а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

 

Применяются следующие тарифы страховых взносов в 2011г. (итого 34%):

1) Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 %;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 %;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 %.

Будут применяться с 2012г. (итого 30%):

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 %;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 %;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %.

Для работодателей база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. В 2011г. – 463 000 руб., в 2012г. – 512 000 руб., в 2013г. – 568 000 руб. Доходы выше указанной суммы облагаются ставкой 10%, которыя полностью зачисляется в ПФ РФ.

Средства ПФР направляются на:

1. выплата государственных пенсий;

2. выплата трудовых пенсий;

3. оплата материнского капитала (действует с 2007г., досрочная выплата началась с 2009г.). В 2011г. – 365 698,4 руб., в 2012г. - 387 640,3, в 2013г. - 408 960,5 руб.;

4. ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан (с 2005г.)

5. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

6. финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

· трудовая пенсия по старости;

· трудовая пенсия по инвалидности;

· трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

· выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;

· единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

· социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в 2011г. в сумме 2 963,7 рублей в месяц, в 2012г. - 3278,60, в 2013г. – 3494,98 (с 1.02.13). При достижении 80 лет данная часть пенсии удваивается.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости- показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты был определен продолжительностью 19 лет, но эта величина будет действовать, только начиная с 2014 года, а до этого, с 2002-го, начиная от периода в 12 лет, идет плавный переход к 19 годам, прибавляя сначала по полгода, потом по году до 19 лет.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = СЧ + НЧ

В 2010г. минимальная пенсия не может быть меньше прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Прожиточный минимум пенсионера в РТ в 2011г. установлен в размере 3 992 руб., а в 2012г. – 4 302,00 руб.

До 2002 года пенсия в Российской Федерации рассчитывалась, исходя из двух факторов - из продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии.

В 2002 году состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задает не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у вас зарплата и страховые взносы с нее, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии, делится на ожидаемый период выплаты.

При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01. 2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев). Очевидно, что граждане, чьи пенсионные права формируются полностью на страховых принципах, т.е. те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года, еще не достигли пенсионного возраста. Между тем, после пенсионной реформы 2002 года, пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком. Естественно, что эти права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться у людей и влиять на пенсионные права с 2002 года. Для того, чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех кто начал работать до 2002 года, была осуществлена конвертация пенсионных прав.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы (до 01.01.2002).

Для того, чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы - ВАЛОРИЗАЦИЮ.

В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002 года, различается только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал был умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 года. Здесь нет никаких максимальных ограничений. Если Ваш трудовой стаж до 1991 года был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 года увеличится на 10% +25%=35%.

Расчетный пенсионный капитал - общая сумма страховых взносов и других поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.