Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы

Вопрос 108

Сельское хозяйство не может обойтись без государственной поддержки.

Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обу­словлена рядом причин.

Во-первых, сельское хозяйство занимает особое место в обществен­ном разделении труда, поскольку здесь создаются продукты, составляю­щие необходимые жизненные блага, прежде всего, продовольствие. Ни одно государство не может не заботиться об обеспечении населения эти­ми благами и потому должно контролировать их производство и распре­деление.

Во-вторых, в силу специфики аграрного производства исторически сложилось так, что сельхозпроизводители - более мелкие, разрозненные, их производство более рискованное (ввиду зависимости от природных условий), они имеют относительно низкий конкурентный потенциал по сравнению с партнерами из других сфер экономики и потому для выжи­вания на рынке нуждаются в государственной опеке

В-третьих, решение в интересах роста сельскохозяйственного про­изводства макромасштабных проблем (освоение новых территорий, строительство каналов, дамб, оросительных систем и т.д.) требует боль­ших долгосрочных капиталовложений, которые не под силу даже круп­ным частным компаниям и потому должны осуществляться или полно­стью за государственный счет, или при значительном государственном участии.

Таким образом, активная аг­рарная политика государства является необходимым условием нормаль­ного развития сельского хозяйства в любой стране. Однако в зависимо­сти от конкретно-исторических условий круг и характер задач, которые должно решать государство по отношению к сельскому хозяйству, раз­личны. Их можно подразделить на стратегические (долговременные) и тактические, связанные с особенностями социально-экономической и политической ситуации в тот или иной период.

Основной стратегической задачей государственной аграрной политики является поддержание такого уровня сельскохозяйственного производст­ва, чтобы в достатке удовлетворять потребности населения в продоволь­ствии и других потребительских товарах, сырье для которых поставляет сельское хозяйство. Эта задача имеет и второй аспект - продовольствен­ную безопасность страны, ее независимость от внешнего мира.

Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач, которые также носят долговременный, стратегический характер:

- содействие научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве;

- поддержание эквивалентности в обмене продукцией между про­мышленностью и сельским хозяйством;

- обеспечение доходов и социальной защиты сельхозпроизводителей на таком уровне, чтобы они были заинтересованы трудиться в аграрном секторе;

- защита отечественных производителей от внешней экспансии со стороны экспортеров, содействие им в обеспечении конкурентоспособ­ности на мировом рынке.

Что касается текущих (тактических) задач аграрной политики, то они по своему характеру могут быть самыми разными и меняться в зависи­мости от различных обстоятельств, например, погодных условий года, резких изменений конъюнктуры на мировом рынке и т.д.

При характеристике аграрной политики государства наряду с опреде­лением задач следует отметить и методы ее реализации. Их можно под­разделить на: административно-правовые и экономические.

К первым (административно-правовым) от­носятся законы и другие юридические акты, принимаемые различными ветвями государственной власти, которые регламентируют деятельность предприятий, организаций, отдельных физических лиц, их отношения с государством и друг с другом.

В качестве примеров административных рычагов можно назвать зако­ны: о плате за землю, о видах и ставках налогов, лицензии, запреты на ведение того или иного вида деятельности;

К экономическим методам относятся предоставление кредитов, дотации, бюджетные инвестиции, налоговые льготы и т.п.