Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы
Вопрос 108
Сельское хозяйство не может обойтись без государственной поддержки.
Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин.
Во-первых, сельское хозяйство занимает особое место в общественном разделении труда, поскольку здесь создаются продукты, составляющие необходимые жизненные блага, прежде всего, продовольствие. Ни одно государство не может не заботиться об обеспечении населения этими благами и потому должно контролировать их производство и распределение.
Во-вторых, в силу специфики аграрного производства исторически сложилось так, что сельхозпроизводители - более мелкие, разрозненные, их производство более рискованное (ввиду зависимости от природных условий), они имеют относительно низкий конкурентный потенциал по сравнению с партнерами из других сфер экономики и потому для выживания на рынке нуждаются в государственной опеке
В-третьих, решение в интересах роста сельскохозяйственного производства макромасштабных проблем (освоение новых территорий, строительство каналов, дамб, оросительных систем и т.д.) требует больших долгосрочных капиталовложений, которые не под силу даже крупным частным компаниям и потому должны осуществляться или полностью за государственный счет, или при значительном государственном участии.
Таким образом, активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Однако в зависимости от конкретно-исторических условий круг и характер задач, которые должно решать государство по отношению к сельскому хозяйству, различны. Их можно подразделить на стратегические (долговременные) и тактические, связанные с особенностями социально-экономической и политической ситуации в тот или иной период.
Основной стратегической задачей государственной аграрной политики является поддержание такого уровня сельскохозяйственного производства, чтобы в достатке удовлетворять потребности населения в продовольствии и других потребительских товарах, сырье для которых поставляет сельское хозяйство. Эта задача имеет и второй аспект - продовольственную безопасность страны, ее независимость от внешнего мира.
Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач, которые также носят долговременный, стратегический характер:
- содействие научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве;
- поддержание эквивалентности в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством;
- обеспечение доходов и социальной защиты сельхозпроизводителей на таком уровне, чтобы они были заинтересованы трудиться в аграрном секторе;
- защита отечественных производителей от внешней экспансии со стороны экспортеров, содействие им в обеспечении конкурентоспособности на мировом рынке.
Что касается текущих (тактических) задач аграрной политики, то они по своему характеру могут быть самыми разными и меняться в зависимости от различных обстоятельств, например, погодных условий года, резких изменений конъюнктуры на мировом рынке и т.д.
При характеристике аграрной политики государства наряду с определением задач следует отметить и методы ее реализации. Их можно подразделить на: административно-правовые и экономические.
К первым (административно-правовым) относятся законы и другие юридические акты, принимаемые различными ветвями государственной власти, которые регламентируют деятельность предприятий, организаций, отдельных физических лиц, их отношения с государством и друг с другом.
В качестве примеров административных рычагов можно назвать законы: о плате за землю, о видах и ставках налогов, лицензии, запреты на ведение того или иного вида деятельности;
К экономическим методам относятся предоставление кредитов, дотации, бюджетные инвестиции, налоговые льготы и т.п.