Спрос и предложение. Равновесная и рыночная цена. Нарушение равновесия.
Вопрос 109
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность.
На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие.
Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу ячневую, пшено, горох.
Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к увеличению спроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.
Изменение вкусов покупателей. Более высокое содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.
Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.
Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных изделий.
Понятие и факторы предложения. Предложение - это объем предложенного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, которое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночных цены на эту продукцию.
Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом, между ценой на товар и предложением существует прямая связь.
Факторы, которые оказывают влияние на предложение:
Изменение ресурсных цен. Снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.
Изменение технологии. Внедрение новой технологии биологической защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.
Изменение налогов и дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию животноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, предложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.
Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения мяса свинины и птицы.
Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.
Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на валютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.
Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение, является цена.
Товар реализуется по разным ценам в зависимости от взаимодействия между продавцом и покупателем, места и времени продаж, от условий сделки, типа рынка, полноты и содержания учтенной ценовой информации и других факторов.
Понятие "рыночная цена" не отражает многообразия цен и их содержания в условиях рынка. Рыночную цену элементарно определяют как цену, по которой идет купля- продажа на конкретном рынке. Однако, это понятие достаточно сложное. Рыночная цена формируется под совокупным влиянием спроса и предложения.
В состоянии цены равновесия предлагается приобретается максимальный объем конкретного вида товара.
При снижении цены относительно ее равновесного уровня платежеспособный спрос возрастает (проявляется принцип действия закона спроса) и на рынке образуется дефицит товара. Если рыночная цена становится в определенный момент выше равновесной, то это вызывает избыток предложения над спросом.
Объем товара, соответствующий равновесной цене, называется равновесным количеством товара. Дополнительно к равновесной цене по спросу и предложению следует отметить понятие цена равновесия дохода и издержек, при которой производитель товара, поставляя его на рынок, получает максимальную прибыль. При последующем повышении цены снижается объем продаж, что приводит к уменьшению общей прибыли.
Равновесная цена устанавливается в процессе конкуренции на основе соответствия спроса и предложения, но это проявляется как тенденция, поскольку формирование цены наряду с.этими факторами одновременно воздействуют инфляция, монополия, государственное вмешательство, а для сельскохозяйственной продукции еще и специфические факторы исходя из особенностей производства, сбыта и проявления рыночных отношений.