Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции

Вопрос 107

Сам по себе рынок понятие емкое, многоаспектное. В большинстве литературных источников он рассматривается как сфера товар­ного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, имеет место конкретная хозяйственная деятельность по продвижению товаров и услуг от их производителей до потребителей.

Существует обыденное и экономическое понятие рынка. Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций, т.е. место, где покупались и продавались товары.

В сфере обмена (рынка) выступают два собственника - соб­ственник товара и собственник денег. Продавец торгует ради получения дохода и, являясь собственником товара, может регулировать цену. Покупатель, как собственник денег, тоже не безразличен к цене. В результате их контакта уста­навливаются приемлемые цены для каждого из них. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потреби­телей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставлен­ной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так:

«Рынок - это упорядоченная структура, посредство которой взаимодей­ствуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количест­во».

Разнообразие существующих определений рынка свидетельствует о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономиче­ского явления, его сложности и многогранности.

Ранее было сказано, что рынок - это сфера непосредственного товарно­го обращения, обмена денег на товары и наоборот. Но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов. Например, в эпоху первобытнообщинного строя традиционная об­щинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы по­требления на примитивном уровне экономической выживаемости. Производи­мые здесь продукты являлись общинной собственностью и предназначались исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Они рас­пределялись уравнительно, с тем чтобы при низком доходе обеспечить всех членов общины минимумом пищи и одежды.

Жизненно необходимые потребности первобытных людей постепенно расширялись, и это способствовало росту производства. Собирательство гото­вых плодов природы привело к двум великим открытиям - земледелию (в нача­ле в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (при­ручению диких животных и разведению их как домашних). Люди стали заниматься каждый своим делом, т.е. специализироваться на земледелии или жи­вотноводстве.

Специализация труда - это относительное обособление людей для вы­полнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более про­изводительного использования специфических ресурсов.

Возникло первое крупное общественное разделение труда - отделение животноводства от земледелия. В результате возник межобщинный обмен про­дуктами труда, который становился все более регулярным. Такая связь между разными видами производственной деятельности делала коллективы людей за­висимыми друг от друга. Применяя более эффективные орудия труда и рабочий скот в земледелии, некоторые семьи стали обособляться (отделяться). Родовая община постепенно превратилась в соседскую, стала зарождаться частная соб­ственность.

Одновременно стало быстро развиваться домашнее ремесло, которое за­тем выделилось в особую отрасль народного хозяйства. В обществе свершилось второе крупное разделение труда: от земледелия отделилось ремесло, где поя­вилось множество специальностей и профессий (каменщики, плотники, мастера по обработке металла и др.).

Позже произошло и третье крупное общественное разделение труда: выделились купцы, занимающиеся посреднической торговлей. Это произошло тогда, когда обмен товарами достиг сравнительно высокого уровня и появились деньги. Ремесленники, крестьяне и др. свободные производители продавали свои продукты купцам, которые сбывали их на отдаленных рынках. Развитие обмена и появление денег расширили стимулы производства тех или иных товаров для продажи, появилось производство на рынок с целью получения дохо­да.

Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетво­ряли свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является ре­зультатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной трудовой операции (специализации) благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных насущных потребностей. По выражению А. Смита смысл обмена выглядит так: «Дай мне то, что мне нужно и ты получишь то, что необходимо тебе».

Вывод: Иначе говоря, условием возникновения рынка послужил переход общества от натурального хозяйства к товарному в результате общественного разделения труда и специализация.

Объектом рынка является товар.

Субъектами рынка являются: 1)Производители (продавцы)

2) Посредники

3) Потребители (покупатели).

Инфраструктура рынка представляет собой составные части общего устройства рыночной системы, которые носят вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность всего рыночного механизма. Она состоит из совокупности учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, предназначенных для обслуживания рыночного хозяйства.

Рыночная инфраструктура подразделяется на объединения (базы) субъектов или элементов инфраструктуры, сходных по основанным задачам, направленным на обеспечение функционирования рынка. Среди таких баз в первую очередь можно выделить:

1. Организационную базу – биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические структуры, предприятия мелкооптовой и розничной торговли.

2. Материальную базу – складское и товарное хозяйство, транспортные системы.

3. Информационную базу – информационные и справочные системы по продукции производственно-тхнического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировке ценных бумаг и другим, необходимым для рыночного механизма, данным.

4. Кредитно-расчетную базу – банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций для создания соответствующей материально-технической базы рыночной экономики.

5. Нормативно-правовую базу – нормы и правила регламентирующие отношения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, установленные в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

Функции рынка:

1. Самая важная функция - обеспечение в полной мере платежеспособных потребностей населения в необходимых товарах.

2. Ценообразующая функция - на рынок поступает продукция, на изготовление которой пошли различные затраты, а рынок признает только общественно-необходимые затраты. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги формируется рыночная цена.

3. Информационная функция - участники производства тех или иных товаров, благодаря прозрачности рынка (т.е. свободе рыночных отношений), через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредиты получают объективную информацию о потребностях рынка. Это позволяет предприятиям вверять свои возможности с потребностями рынка.

4. Регулирующая функция - связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность: растет цена- сигнал к расширению производства; падает цена- сигнал к его сокращению. На основе соотношения спроса и предложения устанавливаются необходимые пропорции в структуре производства, формируется соответствующий ассортимент, состав и качество продукции.

5. Санирующая функция- рынок, используя инструмент конкуренции, естественным путем отсеивает нерентабельных товаропроизводителей, оставляя на рынке только сильные и стабильные предприятия.

6. Рынок служит мощным рычагом снижения издержек производства на единицу продукции.

7. Рынок обеспечивает повышение качества товаров и услуг.

8. Рынок способствует ускорению научно-технического прогресса в экономике страны и на отдельном предприятии.

9. Рынок стимулирует рост эффективности производства посредством рационального использования материальных ресурсов.