Доходы государственного бюджета
Доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В последней редакции БК РФ доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. (см. табл. ).
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ |
1. налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ); 2. акцизы (гл. 22 НК РФ); 3. налог на доходы физических лиц (гл.23 НК РФ); 4. налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ); 5. налог на добычу полезных ископаемых лиц (гл.26 НК РФ); 6. водный налог (гл. 25.2 НК); 7. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (гл. 25.1 НК РФ); 8. государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ |
1. налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); 2. транспортный налог (гл. 28 НК РФ); 3. налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ). |
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ |
1. земельный налог (гл. 31 НК РФ); 2. налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ |
1. Единый сельскохозяйственный налог (гл.26.1 НК РФ) (утратил силу. Отменен в 2013г) 2. УСНО (гл.26.2 НК РФ) 3. ЕНВД (гл.26.3 НК РФ) 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ) |
К неналоговым доходам относятся:
§ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов (например, средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей);
§ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
§ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
§ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
§ средства самообложения граждан;
§ иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
§ дотации из других бюджетов БС РФ;
§ субсидии из других бюджетов БС РФ (межбюджетные субсидии);
§ субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
§ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов БС РФ;
§ безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений[8].
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
Ø налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
Ø вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
Ø вывозных таможенных пошлин на газ природный;
Ø вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонд национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
До 1 января 2011 года объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:
в 2008 году - 6,1% прогнозируемого на 2008 год объема ВВП;
в 2009 году - 5,5% прогнозируемого на 2009 год объема ВВП;
в 2010 году - 4,5% прогнозируемого на 2010 год объема ВВП.
С 2011 г. величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы бюджета.
Расходы бюджета, согласно БК РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
До 2008 г. существовало 3 вида классификации бюджетных расходов.
1. функциональная классификациярасходов бюджета, представляющая собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Первый уровень функциональной классификации - разделы, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов.
Второй уровень функциональной классификации – подразделы конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (84 подраздела).
Раздел 01 – общегосударственные вопросы (15 ПРз)
Раздел 02 – национальная оборона (8 ПРз)
Раздел 03 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 ПРз)
Раздел 04 – национальная экономика (11 ПРз)
Раздел 05 – ЖКХ (4 ПРз)
Раздел 06 – охрана окружающей среды (4 ПРз)
Раздел 07 – образование (9 ПРз)
Раздел 08 – культура, искусство и кинематография (6 ПРз)
Раздел 09 – здравоохранение и спорт (4 ПРз)
Раздел 10 – социальная политика (6 ПРз)
Раздел 11 – межбюджетные трансферты (4 ПРз)
Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
В рамках целевых статей и видов расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации, при помощи целевых статей реализовано функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса: посредством формирования программ или непрограммным способом.
Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
2. Экономическая классификация расходов бюджета – группировка расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Классификация состоит из 3 уровней:
1 уровень – группы
2 уровень – статьи
3 уровень – подстатьи
ЭКР бюджетов РФ состоит из следующих групп:
200 - Расходы
300 - Поступление нефинансовых активов
500 - Поступление финансовых активов
600 - Выбытие финансовых активов.
В группу 200 Расходы включаются следующие статьи:
210 Оплата труда и начисления на оплату труда;
220 Приобретение услуг;
230 Обслуживание долговых обязательств;
240 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;
250 Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;
260 Социальное обеспечение;
290 Прочие расходы.
Статья 210 Оплата труда и начисления на оплату труда
включает в себя следующие подстатьи:
211 Заработная плата;
212 Прочие выплаты;
213 Начисления на оплату труда.
и т.д.
3) Ведомственная классификацияпозволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В случаях создания новых либо реорганизации действующих федеральных органов власти Правительство РФ вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
С 1.01.2008 г. классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств (ранее это ведомственная классификация расходов);
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов (ранее это функциональная классификация расходов);
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (ранее это экономическая классификация расходов).
За последние годы основные расходы федерального бюджета:
1)межбюджетные трансферты (регионам и бюджетам государственных фондов (ПФР и ФСС РФ) (33% всех расходов);
2)национальная оборона (16-18 %)
3)общегосударственные вопросы (16-17%).