ВОПРОС 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Список рекомендуемой литературы
РАСПИСАНИЕ
РАСПИСАНИЕ
обзорных лекций и консультаций перед итоговым междисциплинарным экзаменом для студентов очной формы обучения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (основная образовательная программа) со специализацией «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Дата | Часы | Наименование дисциплин | Лектор | Аудитория |
21.05.13г. вторник | 1010 — 1140 | Бухгалтерский управленческий учет | проф. Дмитриева И.М. | |
1150 — 1320 | ||||
24.05.13г. пятница | 1340 — 1510 | Бухгалтерский финансовый учет | проф. Городецкая М.И. | |
1520 — 1650 | ||||
25.05.13г. суббота | 1010 — 1140 | Аудит | проф. Городецкая М.И. | |
1150 — 1320 | ||||
31.05.13г. пятница | 1010 — 1140 | Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности | проф. Александров Н.А. | |
1150 — 1320 | ||||
Всего | 16часов |
обзорных лекций и консультаций к государственным экзаменам
Специальность / направление подготовки | 032001.65 Документоведение и документационное обеспечение управления |
Дата | Время | Наименование дисциплины, преподаватель | Аудитория |
12.05.2012 | 830 – 1005 | Документоведение, доц.Пономарева О.Б. | |
1015 – 1150 | Документоведение, доц.Пономарева О.Б. | ||
1200 – 1335 | Документоведение, доц.Пономарева О.Б. | ||
14.05.2012 | 830 – 1005 | Информационное обеспечение управления, доц.Оноприенко И.Г. | |
1015 – 1150 | Информационное обеспечение управления, доц.Оноприенко И.Г. | ||
1200 – 1335 | Информационное обеспечение управления, доц.Оноприенко И.Г. | ||
15.05.2012 | 830 – 1005 | Организация и технология документационного обеспечения управления, ст.преп.Матвейцева И.А. | |
1015 – 1150 | Организация и технология документационного обеспечения управления, ст.преп.Матвейцева И.А. | ||
1200 – 1335 | Организация и технология документационного обеспечения управления, ст.преп.Матвейцева И.А. | ||
19.05.2012 | 1015 – 1150 | Документоведение, доц.Пономарева О.Б. | |
1200 – 1335 | Документоведение, доц.Пономарева О.Б. |
А.И. Папков |
1. Финансы /Родионова В.М., Ю.В. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др. Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Финансы: Учебник для вузов /Под ред.проф. М.В. Романовского, проф. Врублевской О.В., проф. Б.М. Сабанти – М.: Юрайт, 2004.
3. Финансы: Учебник для вузов /Под ред.В.В.Ковалева – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
4. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. – М.: Менеджер, 1998.
5. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред.проф. М.В. Романовского, проф. Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2004.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Под ред.В,Н.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: изд-во Проспект, 2000.
Законы:
7. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
8. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (часть 1)
9. Налоговый кодекс РФ от 5.08.2000 N 117-ФЗ (часть 2)
10. Периодическая литература //Финансы, //Вопросы экономики, //Финансы и кредит
Официальные сайты:
11. www.minfin.ru
12. www.nalog.ru
13. www.budgetrf.ru
По вопросу происхождения термина «Финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж.Баденом, который в 1755 г. издал работу «6 книг о республике», поскольку возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно эти отношения и определялись понятием «финансы».
Именно соединение двух элементов, обусловивших возникновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме[1] порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и переходе в основном к денежной форме взимания налогов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства (его доходы, расходы и долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России.
Таким образом, можно назвать следующие предпосылки возникновения финансов:
1. в центральной Европе в результате первых буржуазных революций (хотя и сохранились монархические режимы) власть монархов была значительна ограничена и, самое главное, произошло отделение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным распределением
3. налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет податей и трудовых повинностей.
До начала XX в. термин «финансы» употребляли в сравнительно узком смысле — именно государственных финансов.
Государственные финансы – это совокупность денежных отношений, организованных и регламентируемых государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
· государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат,
· государством и организациями при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета,
· отдельными звеньями бюджетной системы др. финансовые отношения.
Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, к которым относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) — в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.
Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием — финансы в широком смысле слова,имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.