Состав муниципальных районов.

Критерии наделения территории статусом МО соответствующего типа и установления границ МО.

В критериях проявляется действие принципов.

Включает различные типы поселений – городские и сельские. Городские округа не входят в муниципальные районы. Муниципальная районная власть непосредственно управляет соответствующей территорией.

Муниципальный район выступает координатором межпоселенческих вопросов (транспортное обеспечение поселений, межпоселенческих дорог и т.д.) – для этого муниципальный район должен обладать определенной инфраструктурой.

Международные медицинские услуги.

Муниципально-территориальные преобразования в переходный период (окт. 2003 – март 2005).

Деление на ранее существовавшие и вновь образованные – существование на момент вступления в законную силу соответствующего закона должна быть приведены в соответствие с требованиями установленные в законе. Вновь образованные территориальные образования, существовавшие в границах более крупных существовавших территориальных образованиях, вновь выделялись и наделялись статусом, который раньше им не предоставлялся.

Было принято 17 законов о наделении статусом соответствующим муниципальных образований в основном в границам муниципальных районов – определение статусов и границ муниципальных районов, а также одного городского округа (в границах 17 муниципальных районов 222 городских и сельских поселения).

Помимо наделение статусом новых муниципальных образований, происходило упразднение муниципальных образований, которые по своему критерию не соответствовали закону – муниципальные образования, которые входили в состав муниципальных образований –поселений (городские округа в границах поселения) – внутригородские муниципальные образования. Городские округа, имеющие муниципальный статус, во всех городах, кроме городов федерального значения, должны были быть упразднены.

В УМК - коллизия. Изменение границ, преобразование и наделение статусом муниципальные образования – ряд коллизий на практике (с 2004 – 2006 годов) – судебные решения по обжалованию законов субъектов РФ о наделении муниципальных образований соответствующим статусом.

Одно из противоречий – субъекты РФ имели возможность выбирать каким путем пойти – либо изменять границы и преобразовывать муниципальные единицы или применять процедуры изменения границы и преобразования (эти две процедуры не было детально урегулированы). Глава 2 – преобразование муниципального образование – проведение народного голосование. Наделение же статусом не предполагало такой сложной процедуры (более простая форма учета мнения населения).

Другой момент – наделяли статусом соответствующим статмутсо муниципальные образвлоания, котторе уже существоали – на момент сущетсовавалит городствие округа наделялись соотвесттвующим статусом – преобрзаовнеи не требовалось (городствое образование просто становилось городствием округом, а вопрос, сможет ли такое городсткое образование соответствовать требованиям городстикимзх округов – без проведения учета сосатояния городского образвоания возможно ли наделять его статусом городского округа (в периходный период это было возможно). Ленинградский случай – муниципальные районы приобретали статус городских округов (рассмотрение в качестве городского округа как само муниципальное образование, поселения в нем и иные прилегающие территории) – все ссылки в УМК (смотреть там),

Преобразование муниципальных образований – процедуры, связанные с изменением статуса существующих муниципальных образований (может быть связано с изменением границ, а может быть и не связано с изменением границ).

Виды преобразований:

1) объединение муниципальных образований – слияние нескольких муниципальных образований одного уровня. Включает в себя варианты присоединения (к городскому округу присоединяется муниципальное образование);

2) разделение муниципальных образований – на базе одного муниципального образования образуются два новых муниципальных образования;

3) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа;

4) изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа;

Этапы преобразования, упразднения, изменения границ муниципального образования:

1) выдвижение инициативы – население (сход, сбор подписей), органы местного самоуправления (оформлено соответствующим решением), органов государственной власти субъекта РФ (также соответствующим решением);

2) учет мнения населения – в каких случаях какая форма должна быть применены и как она должна осуществляться – способы выявления и учета мнения населения: согласие населения путем проведения голосования в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума (ч. 3 ст. 24 ФЗ № 131) либо путем принятия решения на сходе граждан:

а) изменение границ без изменения статуса муниципального образования;

б) при преобразовании муниципальных образований (изменение их статуса).

Как определить результаты голосования населения в муниципальном районе – либо учитывать население городского поселения, либо не учитывать – КС отказал в рассмотрении данного дела – мнения заключения разошлись (надо считать мнения населений раздельно, позиция Парламента – население городского поселения является одновременно и населением муниципального района) – раздельное проведение голосование для того, чтобы выявить позицию населения городского поселения, но данное раздельное голосование не означает, что будет происходить разделение населения городского поселения и население муниципального района (это коллизия – законе не содержит решения данной проблемы – необходимо более определенное детальное регулирование данного вопроса законом).

Согласие населения, выраженное представительны органов МО – законодатель все чаще устанавливает данный способ выражения мнения населения. Но с решениями органов МО не всегда согласно само население.

При объединении поселения с городским округом, поселение вообще утрачивает статус муниципального образования.

Путем учета мнения населения, выраженного в решении представительного органа – КС – соглашение (договор) о передаче участка от одного города в муниципальное образование – соглашение было утверждено представительными органами обоих муниципальных образований – КС, рассмотрев ч. 4 ст. 12 ФЗ № 131, указал, что принятие решения представительным органом муниципального образования не исключает возможности выявления непосредственного мнения населения (оно также является необходимым) – необходимость поиска баланса между непосредственными формами и опосредованными способами выражения мнения населения по вопросам изменения границ муниципальных образований (и это задача законодателя субъекта – обеспечение эффективного народного контроля за деятельностью представительных органов) – вопросы учета мнения населения (органы МСУ могут предусматривать в своих актах формы выражения мнения населения муниципального образования; что касается органов субъектов РФ – то они могут регулировать муниципальные вопросы только тогда, когда это прямо указано в ФЗ № 131).

Путем проведения публичных слушаний либо опроса граждан (обязательно только по вопросам преобразования муниципального образования, в остальных случаях это может быть только факультативным).

Способы выявления и учета мнений населения в городах федерального значения – ч. 2 ст. 79 ФЗ № 131 отсылает нас к законам ГФЗ – «Закон о территориальном устройстве СПб» - отсылает к закону «Об организации местного самоуправления СПб» - гл. 5 голосование, публичные слушания, опрос (когда применяется та или иная форма, ничего не указывается). Ст. 8 Закона СПб о МСУ (изменение границ ВГТ); ст. 9.3 СПб о МСУ (преобразование) – отсылает к ФЗ № 131 (круг замкнулся) – ст. 13 ФЗ № 131.

Коллизия: П. 1 ст. 26 – законодатели субъекта РФ устанавливая форму учета населения, отсылают к федеральному законодателя, хотя и не указывая какая из форм учета мнения населения применяется (указывает на применение аналогии). Предмет регулирования всех территориальных образований не является предметом закона «О территориальном устройстве», а закона «Об организации МСУ» - согласование законов (можно было бы конечно сразу отослать к ФЗ). В законе «Об организации МСУ» особенности учета мнения населения не установлены, хотя по закону «О территориальном устройстве» должны были бы быть.

Казус: Для образования городского округа необходимо наличие необходимой инфраструктуры, а также последующего плана развития его территорий – наличие генерального плана – и округ и район могут представлять некое объединение, но когда мы говорим о городском округе, то необходимо определенное единство, обеспечиваемое единым планом развития его территорий. Процедура – преобразование муниципального образование – при подобных преобразованиях необходимо согласование. Можно говорить о преобразовании в рамках переходного периода (появлялись иные способы преобразования) или о преобразовании по новому закону – если по новому закону (сейчас уже переходные положения не применяются – преобразование возможно только по гл. 2 ФЗ № 131) – городское поселение должно приобрести статус городского округа и потом объединение муниципальных образований – необходимо соблюдение процедуры объединения (если это городской округ, то необходимы доказательства, что эта территория может быть использована для развития городского населения должно быть представлено) – есть судебные решения по такому делу и ВС и московским областным судом (был анализ этого закона – дело Домодедово по заявлению гражданина Зайцева). муниципальный район не может преобразовываться в городской округ процедурой объединения нельзя – возможно только при придании муниципальному району статуса городского поселения и последующее объединение с городским округом.

3) принятие закона субъекта РФ.