Методы исследования

Связь методики с другими науками

Методика как практическая дисциплина

Методика есть практическая дисциплина, дающая представ­ление о совокупности приемов работы учителя, обеспечиваю­щих достижение поставленных целей обучения. Этому значе­нию термина соответствует понятие технология обучения, или научная организация труда.

Методика преподавания иностранного языка относится к числу самостоятельных педагогических дисциплин и тесно свя­зана с другими науками. Базисными для методики являются такие науки, как педагогика, лингвистика, психология, социо­логия, страноведение.

Методы исследования - это способы познания и изучения явлений действительности. Применительно к обучению языку такие методы используются при изучении процесса обучения с целью повышения его эффективности.

Методы исследования принято делить на общие и специ­альные.

Методы исследования принято подразделять на две группы:

а) методы, применяемые на эмпирическом уровне,- анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, проб­ное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы;

б) методы, применяемые на теоретическом уровне,- абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индук­ция, моделирование, экстраполирование.

Далее рассматриваются методы исследования, получив­шие наиболее широкое применение в методике преподавания языков.

Анализ научной литературы

Это наиболее доступный и в то же время трудоемкий ме­тод исследования, так как он требует от исполнителя высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитан­ное с учетом избранной темы исследования. Этот метод требу­ет также и определенных навыков работы с литературой: уме­ния делать выписки, конспектировать, группировать материал в соответствии с планом работы. Главная цель исследования при анализе литературных источников заключается в сборе на­учных данных по теме, определении достижений в изучаемой области знаний, существующих точек зрения на проблему, что позволяет наметить перспективы исследования и сформулиро­вать рабочую гипотезу.

В вузе от умения студентов работать с научной литерату­рой, которому следует специально обучать, во многом зави­сит качество их научных исследований: курсовых и диплом­ных сочинений, выступлений на семинарах с докладами и со­общениями.

Научное наблюдение и обобщение педагогического опыта

Это наиболее распространенный метод исследования на эмпирическом уровне, в результате применения которого ис­следователь фиксирует ход урока или поведение его участ­ников.

Сбор фактов и их описание позволяют обнаружить объек­тивные закономерности в ходе урока и сформулировать мето­дические рекомендации. Наблюдение только тогда представ­ляет научную ценность, когда подчинено определенной цели. Целью же наблюдения может быть ход урока, его отдельных фрагментов, проверка эффективности используемых на заня­тиях приемов обучения и др. Результаты наблюдения фиксиру­ются и становятся объектом обсуждения и анализа. Во время педагогической практики именно наблюдение является наибо­лее эффективным способом проверки приобретенного студен­тами опыта преподавания, знаний, навыков и умений, получен­ных в курсе методики. Результаты наблюдений фиксируются студентами в «Дневнике педпрактики» и становятся предметом обсуждения на последующих занятиях.

Беседа

Это широко распространенный метод получения информа­ции в результате анализа ответов участников беседы на постав­ленные вопросы. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования. В условиях педаго­гической практики во время беседы обсуждаются цели урока, приемы обучения, фиксируются мнения об эффективности про­веденного занятия, оценивается мастерство преподавателя.

Опытное обучение

Это эмпирический метод, основанный на проведении мас­сового обучения по предложенной исследователем программе. В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулиро­ванная исследователем. Опытное обучение может быть прове­дено в масштабе одного класса, нескольких классов, школы. Чем больше количество участников опытного обучения, тем достовернее его результаты.

Объектами опытного обучения могут быть различные при­емы и методы обучения, при опытном обучении может прове­ряться эффективность работы с техническими средствами, учеб­ными пособиями, в том числе и предлагаемыми организатора­ми обучения.

В проведении опытного обучения обычно выделяют следу­ющие этапы: а) организационный - разработка гипотезы, про­граммы эксперимента, отбор участников обучения; б) реализа­ция - проведение обучения в соответствии с программой (опыт­ное обучение при этом может проходить в несколько этапов, главное при этом - обеспечить чистоту эксперимента и его на­дежность); в) констатация - анализ результатов опытного обу­чения, которые послужат основанием для методических выво­дов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипо­тезу; г) интерпретация - объяснение причин полученных результатов, позволяющее рекомендовать результаты обучения к широкому внедрению в практику работы.

Пробное обучение

Это обучение получило широкое распространение в прак­тике преподавания языка. Его суть заключается в том, что ис­следователь формулирует рабочую гипотезу, которую прове­ряет в ходе занятий в одной из учебных групп, сравнивая ре­зультаты обучения с достижениями учащихся другой группы, где обучение проводится по традиционной программе. Таким образом, в ходе пробного обучения присутствуют: а) неварьируемые переменные (число учебных групп, изначальный уро­вень владения языком участников обучения, устанавливаемый в результате тестирования, учебный материал, по которому будут проводиться занятия); б) варьируемые переменные - при­емы обучения, используемые в разных группах (если ставится цель проверить эффективность таких приемов), либо пособия, эффективность которых устанавливается в сравнении с други­ми пособиями. Так, для проверки предпочтительности исполь­зования того или иного интенсивного метода в конкретных ус­ловиях обучения преподаватель в одной группе может органи­зовать занятия с использованием приемов, характерных для метода активизации (Г.А. Китайгородская), а в другой - для эмоционально-смыслового метода (И.Ю. Шехтер). Оба мето­да имеют одну целевую установку - обучение общению на ино­странном языке в сжатые сроки в процессе коллективной дея­тельности и с установкой на активизацию психологических ре­зервов личности обучаемого, обычно не используемых при традиционном обучении. Однако при этом используются раз­ные приемы обучения и способы активизации учащихся. С це­лью выбора метода, обеспечивающего наибольшую эффектив­ность в конкретных условиях преподавания языка, может быть организовано опытное обучение, которое и позволит опреде­лить сначала на эмпирическом, а затем и теоретическом уров­нях обоснованность выбора метода.

Анкетирование

Это метод получения информации путем анализа ответов на специально подготовленные вопросы. Задания участникам анкетирования даются в форме вопросов или утверждений. Ис­пытуемым предлагается либо дать ответ на вопрос, либо выс­казаться по поводу сформулированных утверждений.

При составлении анкеты в виде вопросов учитываются: а) содержание вопросов; б) их форма - открытые вопросы (пред­полагают возможность свободного ответа), закрытые вопросы (на них следует ответ «да»-»нет»); в) формулировка вопроса (четкость, отсутствие подсказки ответа); г) количество и поря­док следования вопросов. Так, вопросник интересов Е. Стронга, опубликованный в 1966 г. в форме бланка, включает 399 вопросов. Испытуемому предлагается отметить свое отноше­ние (нравится-безразлично-не нравится) по категориям школь­ные предметы, род занятий, развлечения, хобби, типы людей, а также расположить эти данные в порядке предпочтений.

Анкетирование может быть устным или письменным, ин­дивидуальным или групповым. Материалы анкетирования под­вергаются количественной и качественной обработке. Объек­тивность же анкетирования во многом зависит от количества его участников. Но даже при наличии большого количества опрошенных анкетирование несет на себе отпечаток субъектив­ности, так как в его основе всегда лежит мнение отдельного индивида. Достоинством же метода анкетирования и составля­емых для него опросников является простота проведения и ана­лиза данных, возможность с их помощью охватить широкий круг проблем, касающихся практики преподавания языка и осо­бенностей личности испытуемого.

Тестирование

Это метод исследования, предусматривающий выполнение испытуемым специальных заданий-тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком, определяются интере­сующие исследователя особенности личности испытуемого. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, в том числе по форме, содержанию, цели тестирования. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповы­ми, устными и письменными, бланковыми (выполняемыми с помощью карандаша и бумаги), предметными (наряду с блан­ками в них используются разнообразные карточки, картинки), аппаратными (необходима специальная аппаратура). По содер­жанию различают тесты интеллекта (для определения способ­ностей личности или группы к выполнению той или иной дея­тельности) и учебные (для проверки знаний, навыков, умений по изучаемой дисциплине).

Применение тестирования как метода исследования дает ценный материал для определения эффективности овладения учебным материалом и способностей обучающегося к овладе­нию таким материалом. Под лингводидактическим тестированием, получившим наиболее широкое применение на занятиях по языку, чаще всего понимается подготовленный в соответ­ствии с определенными требованиями комплекс заданий, с по­мощью которых делается попытка выявить у тестируемых сте­пень их языковой и речевой (коммуникативной) компетенции, а их результаты поддаются оценке по заранее установленным критериям. Крупные тесты с большим количеством заданий называются тестовыми батареями. Каждое тестовое задание, входящее в такую батарею, создает для тестируемого некото­рую лингвистическую или экстралингвистическую ситуацию, называемую тестовой ситуацией. Она представлена вербаль­ным (словесным) или наглядным стимулом в виде задания, вы­полнение которого также требует соответствующей реакции (вербальной или наглядной).

Тестирование как метод исследования получило широкое развитие в начале XX в. в рамках психодиагностики - области психологии, объектом изучения которой являются особеннос­ти психического развития человека и их соответствие требова­ниям разных видов деятельности, в том числе и речевой дея­тельности на иностранном языке. Разрабатываемые в рамках этой науки тесты позволяют диагностировать коммуникатив­ные способности учащихся, особенности их памяти, професси­ональные склонности и круг интересов.

Хронометрирование

Это метод исследования, связанный с измерением про­должительности отдельных частей учебного процесса. С этой целью используется запись на магнитную ленту хода урока, что позволяет определить, сколько времени отводит­ся на отдельные компоненты урока: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, контроль, а также объем учебной деятельности преподавателя и учащихся в соответствии с целью урока. При сплошном хронометри­ровании производится полная запись урока, при частичном - одного из его фрагментов, который и является объектом анализа. В настоящее время хронометрирование чаще все­го сочетается с видеозаписью урока, что позволяет более объективно судить об условиях и характере учебной деятель­ности испытуемых.

Методы статистического анализа результатов эксперимента

К таким методам относятся приемы и способы расче­тов, с помощью которых количественные показатели, по­лученные в ходе эксперимента, могут быть обобщены и при­ведены в систему. С этой целью используются методы математической статистики (дисперсный, регрессивный и кор­реляционный анализ, метод сравнения выборочных данных и др.). Результаты обработки полученных данных при этом могут быть представлены в цифровой, табличной и графи­ческой формах.

Объективность и точность оценки экспериментального ис­следования значительно возрастают благодаря статистической обработке его результатов, поэтому для методиста важно ов­ладеть приемами статистического анализа экспериментальных данных и способов наглядного их представления. В связи с этим желательно включить курс математики в программу подготов­ки студента-филолога.

Заметим, что в ходе проведения методического исследова­ния используются не один, а, как правило, несколько методов, дополняющих друг друга и обеспечивающих максимальную объективность в оценке результатов исследования.

В заключение представим перечень основных этапов мето­дического эксперимента как процесса деятельности эксперимен­татора.

1. Выбор проблемы исследования.

2. Изучение литературы, опыта преподавания по выбран­ной теме.

3. Определение места проведения эксперимента и его уча­стников.

4. Формулировка цели и задачи эксперимента.

5. Разработка гипотезы.

6. Выбор вида эксперимента.

7. Определение его программы, в том числе варьируемых и неварьируемых условий.

8. Подбор и подготовка групп испытуемых.

9. Проведение предварительного среза.

10. Организация и проведение экспериментального обу­чения.

11. Проведение текущего среза в процессе эксперимента.

12. Проведение итогового среза.

13. Обработка и интерпретация полученных данных.

14. Проведение отсроченного среза.

15. Подведение итогов эксперимента в виде выводов и ме­тодических рекомендаций.