Методика как научная дисциплина
Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.
Более развернутое определение методики как научной дисциплины выглядит следующим образом: это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.
Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина методика: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком.
Обучение - это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своего иноязычного опыта учащимся, в результате чего учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться языком как средством общения в различных ситуациях его применения. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся.
В методике обучения неродному языку наряду с термином методика широко используется также термин лингводидактика, введенный в научный обиход академиком Н.М. Шанским в 1969 г. для описания языка в учебных целях. Одни придерживаются расширительного толкования этого понятия - как обозначающего совокупность теоретических и практических вопросов преподавания языка и фактически заменяющего термин методика (Н.М. Шанский, Р.К. Миньяр-Белоручев); другие (их большинство) понятия методика и лингводидактика рассматривают как синонимичные понятия; третьи стремятся разграничить эти два термина и утверждают их право на самостоятельное существование (Н.Д. Гальскова, J1.B. Московкин). В таком случае лингводидактика трактуется как общая теория обучения языку, разрабатывающая методологические основы его преподавания, в то время как методика характеризует процесс обучения языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методика).
В основе разработанной В.Райнике концепции лежит идея о существовании трех самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных научных дисциплин, составляющих теорию обучения иностранным языкам: 1) теории овладения языком, или лингводидак- тики; 2) дидактики иностранного языка; 3) методики обучения конкретному языку, или частной методики (см.: Reinicke W., 1983).
Объектом лингводидактики являются методологические основы преподавания языка: обоснование научного статуса лингводидактики, ее задач, предмета и структуры; исследование ее связей с дидактикой и методикой; с базисными для лингводидактики науками; уточнение и систематизация лингводидактической терминологии, методов лингводидактических исследований; характеристика системы обучения языку (существующие подходы к обучению, содержание, методы, принципы, приемы, средства, процесс, организационные формы обучения); уровни владения языком и принципы их выделения; история лингводидактических теорий и учений.
Предмет лингводидактики - языковая личность.
Задачи лингводидактики:
- определение основных закономерностей процесса обучения языку, согласно которым строится модель обучения языку;
-описание лингвокогнитивной структуры языковой личности;
-описание механизмов усвоения языка;
-описание специфики управления этими механизмами в учебных условиях;
-изучение природы ошибок (языковых, лингвастрановедческих, культурологических) и механизмов их устранения;
-создание научной базы для оценки эффективности методов обучения языку.
Объектом методики обучения языку являются: обоснование научного статуса методики как самостоятельной научной дисциплины, ее задач, объекта, предмета, структуры; характеристика ее взаимодействия с дидактикой, лингводидактикой и базисными для методики науками; история становления отечественной и зарубежной методики преподавания; структура и содержание урока иностранного языка; требования к профессии учителя.
Предмет методики – цель, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средства обучения языку в зависимости от особенностей изучаемого языка;, учитель, учащийся.
Задача методики – теоретически обосновать, экспериментально проверить и практически реализовать модель и систему обучения иностранному языку.
Характеризуя процесс обучения языку, методики могут отличаться друг от друга рядом признаков и иметь свои особенности.
1. Общие, частные и специальные методики (о чем шла речь выше).
2. Методики обучения родному и неродному (в том числе иностранному) языку.
3.Методики, ориентированные на обучение детей и взрослых.
4. Методики обучения в языковых и неязыковых учебных заведениях.
5.Методики обучения иностранному языку в языковой среде и вне ее, на начальном и продвинутом этапах.
На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук?
Современная точка зрения на методику как теорию обучения иностранному языку сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.
Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.
1. У методики есть свой предмет обучения.
2. У методики есть свой понятийный аппарат.
3. У методики есть свой объект исследования.
4. У методики есть свой предмет исследования - это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности.