Методика как научная дисциплина

Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебно­му предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правилах обу­чения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.

Более развернутое определение методики как научной дис­циплины выглядит следующим образом: это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспита­ния и овладения языком в процессе его изучения.

Как в первом, так и во втором, более развернутом, опреде­лении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина методика: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком.

Обучение - это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своего иноязыч­ного опыта учащимся, в результате чего учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться языком как средством общения в раз­личных ситуациях его применения. Основу такого владения язы­ком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, рече­вые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной ком­петенции учащихся.

В методике обучения неродному языку наряду с термином методика широко используется также термин лингводидактика, введенный в научный обиход академиком Н.М. Шанским в 1969 г. для описания языка в учебных целях. Одни при­держиваются расширительного толкования этого понятия - как обозначающего совокупность теоретических и практических вопросов преподавания языка и фактически заменяющего тер­мин методика (Н.М. Шанский, Р.К. Миньяр-Белоручев); другие (их большинство) понятия методика и лингводидактика рассмат­ривают как синонимичные понятия; третьи стремятся разграни­чить эти два термина и утверждают их право на самостоятель­ное существование (Н.Д. Гальскова, J1.B. Московкин). В таком случае лингводидактика трактуется как общая теория обучения языку, разрабатывающая методологические основы его препо­давания, в то время как методика характеризует процесс обуче­ния языку в конкретных условиях его преподавания (частная ме­тодика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методи­ка).

В основе разработанной В.Райнике концепции лежит идея о существовании трех самостоятельных и вместе с тем взаимосвя­занных научных дисциплин, составляющих теорию обучения ино­странным языкам: 1) теории овладения языком, или лингводидак- тики; 2) дидактики иностранного языка; 3) методики обучения конкретному языку, или частной методики (см.: Reinicke W., 1983).

Объектом лингводидактики являются методологические ос­новы преподавания языка: обоснование научного статуса линг­водидактики, ее задач, предмета и структуры; исследование ее связей с дидактикой и методикой; с базисными для лингводи­дактики науками; уточнение и систематизация лингводидактической терминологии, методов лингводидактических исследо­ваний; характеристика системы обучения языку (существующие подходы к обучению, содержание, методы, принципы, приемы, средства, процесс, организационные формы обучения); уровни владения языком и принципы их выделения; история лингво­дидактических теорий и учений.

Предмет лингводидактики - языковая личность.

Задачи лингводидактики:

- определение основных закономерностей процесса обучения языку, согласно которым строится модель обучения языку;

-описание лингвокогнитивной структуры языковой личности;

-описание механизмов усвоения языка;

-описание специфики управления этими механизмами в учебных условиях;

-изучение природы ошибок (языковых, лингвастрановедческих, культурологических) и механизмов их устранения;

-создание научной базы для оценки эффективности методов обучения языку.

Объектом методики обучения языку являются: обоснование научного статуса методики как самостоятельной научной дис­циплины, ее задач, объекта, предмета, структуры; характерис­тика ее взаимодействия с дидактикой, лингводидактикой и ба­зисными для методики науками; история становления оте­чественной и зарубежной методики преподавания; структура и содержание урока иностранного языка; требования к профес­сии учителя.

Предмет методики – цель, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средства обучения языку в зависимос­ти от особенностей изучаемого языка;, учитель, учащийся.

Задача методики – теоретически обосновать, экспериментально проверить и практически реализовать модель и систему обучения иностранному языку.

Характеризуя процесс обучения языку, методики могут отли­чаться друг от друга рядом признаков и иметь свои особенности.

1. Общие, частные и специальные методики (о чем шла речь выше).

2. Методики обучения родному и неродному (в том числе иностранному) языку.

3.Методики, ориентированные на обучение детей и взрос­лых.

4. Методики обучения в языковых и неязыковых учебных заведениях.

5.Методики обучения иностранному языку в языковой сре­де и вне ее, на начальном и продвинутом этапах.

На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: являет­ся ли методика самостоятельной наукой либо опирается на дан­ные других наук?

Современная точка зрения на методику как теорию обуче­ния иностранному языку сводится к утверждению, что методи­ка является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для ме­тодики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рас­сматриваться следующие.

1. У методики есть свой предмет обучения.

2. У методики есть свой понятийный аппарат.

3. У методики есть свой объект исследования.

4. У методики есть свой предмет исследования - это сово­купность знаний, накопленных за время существования мето­дики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обуче­ния, методических рекомендаций о процессе, методах и сред­ствах обучения и способах повышения их эффективности.