Методика как учебная дисциплина

Лекция № 1 Лингводидактика и методика

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Корсаков, В.С. Основы технологии машиностроения. Для машиностроит. (конструкт.) специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1974. – 335 с.

2. Колесов, И.М. Основы технологии машиностроения: Учеб. для машиностроит. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1999. – 591 с.

 

Дополнительная:

1. Балакшин, Б.С. Основы технологии машиностроения. Учебник для машиностр. вузов и фак. – М.: Машиностроение, 1969. – 560 с.

2. Ковшов, А.Н. Технология машиностроения. Учебник для машиностр. спец. вузов. – М.: Машиностроение, 1987.- 319 с.

3. Мосталыгин, Г.П., Толмачевский, Н.Н. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение, 1990: Учебник для вузов по инженерно-экономическим специальностям – 288 с.

4. Технология машиностроения: Учебник для вузов: в 2 т. Т.1 - Основы технологии машиностроения/В.М. Бурцев, В.С. Васильев, А.М. Дальский и др.; Под ред. А.М. Дальского – М.: Изд-во МГТУ, 1997. – 563 с.

 

 

Термин методика в переводе с греческого (metodike) озна­чает отрасль педагогической науки, исследующую закономер­ности обучения определенному учебному предмету. В современ­ной теории и практике обучения языку употребляется в трех значениях: методика как учебная, научная и практическая дисциплина.

Методика есть учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавате­лям, в том числе по обучению иностранным языкам. Реализу­ется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практи­ческих занятий, объем и содержание которых определяются соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ.

Курс методики как учебной дисциплины при этом обычно включает следующие разделы.

1. Лингводидактические основы обучения.

В рамках этого раздела рассматриваются: содержание ме­тодики как учебной дисциплины; ее связь с другими науками; методы исследования; система обучения, включающая цели и задачи, принципы, методы, средства, организационные формы обучения; трактовка базисных категорий методики и ее поня­тийный аппарат.

2. Методические основы обучения языковым средствам общения (фонетическим, лексическим, грамматическим, стили­стическим, лингвострановедческим).

3. Методические основы обучения деятельности общения (аудированию, говорению, чтению, письму и письменной речи, переводу).

4.Организация и обеспечение процесса обучения (плани­рование занятий, виды уроков, контроль за обучением языку, формы внеаудиторной работы, современные технологии обу­чения).

5. Содержание профессиограммы преподавателя иностран­ного языка и требования к профессии учителя.

6. Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку.

7. Основные этапы развития методики преподавания инос­транных языков.

В результате знакомства с основными положениями мето­дики как учебной дисциплины студенты получают представле­ние о том, каковы цели обучения языку (каким должен быть результат учебной деятельности), каково содержание обучения (чему следует учить), с помощью каких приемов и методов обес­печивается овладение языком в отведенный для этого времен­ной интервал (как учить), какие средства следует использовать для достижения поставленных целей и реализации планируе­мого содержания обучения (с помощью чего учить).

Таким образом, курс методики как учебной дисциплины призван обеспечить формирование у будущих преподавателей профессиональной компетенции (т.е. способности к обучению языку в результате знакомства с приемами и методами его пре­подавания) и коммуникативной компетенции у их будущих уче­ников (т.е. способности к практическому пользованию изучае­мым языком).

В методике как учебной дисциплине принято выделять три вида методик, раскрывающих содержание этой дисциплины: общие, частные, специальные.