Методика как учебная дисциплина
Лекция № 1 Лингводидактика и методика
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Корсаков, В.С. Основы технологии машиностроения. Для машиностроит. (конструкт.) специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1974. – 335 с.
2. Колесов, И.М. Основы технологии машиностроения: Учеб. для машиностроит. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1999. – 591 с.
Дополнительная:
1. Балакшин, Б.С. Основы технологии машиностроения. Учебник для машиностр. вузов и фак. – М.: Машиностроение, 1969. – 560 с.
2. Ковшов, А.Н. Технология машиностроения. Учебник для машиностр. спец. вузов. – М.: Машиностроение, 1987.- 319 с.
3. Мосталыгин, Г.П., Толмачевский, Н.Н. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение, 1990: Учебник для вузов по инженерно-экономическим специальностям – 288 с.
4. Технология машиностроения: Учебник для вузов: в 2 т. Т.1 - Основы технологии машиностроения/В.М. Бурцев, В.С. Васильев, А.М. Дальский и др.; Под ред. А.М. Дальского – М.: Изд-во МГТУ, 1997. – 563 с.
Термин методика в переводе с греческого (metodike) означает отрасль педагогической науки, исследующую закономерности обучения определенному учебному предмету. В современной теории и практике обучения языку употребляется в трех значениях: методика как учебная, научная и практическая дисциплина.
Методика есть учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам. Реализуется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяются соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ.
Курс методики как учебной дисциплины при этом обычно включает следующие разделы.
1. Лингводидактические основы обучения.
В рамках этого раздела рассматриваются: содержание методики как учебной дисциплины; ее связь с другими науками; методы исследования; система обучения, включающая цели и задачи, принципы, методы, средства, организационные формы обучения; трактовка базисных категорий методики и ее понятийный аппарат.
2. Методические основы обучения языковым средствам общения (фонетическим, лексическим, грамматическим, стилистическим, лингвострановедческим).
3. Методические основы обучения деятельности общения (аудированию, говорению, чтению, письму и письменной речи, переводу).
4.Организация и обеспечение процесса обучения (планирование занятий, виды уроков, контроль за обучением языку, формы внеаудиторной работы, современные технологии обучения).
5. Содержание профессиограммы преподавателя иностранного языка и требования к профессии учителя.
6. Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку.
7. Основные этапы развития методики преподавания иностранных языков.
В результате знакомства с основными положениями методики как учебной дисциплины студенты получают представление о том, каковы цели обучения языку (каким должен быть результат учебной деятельности), каково содержание обучения (чему следует учить), с помощью каких приемов и методов обеспечивается овладение языком в отведенный для этого временной интервал (как учить), какие средства следует использовать для достижения поставленных целей и реализации планируемого содержания обучения (с помощью чего учить).
Таким образом, курс методики как учебной дисциплины призван обеспечить формирование у будущих преподавателей профессиональной компетенции (т.е. способности к обучению языку в результате знакомства с приемами и методами его преподавания) и коммуникативной компетенции у их будущих учеников (т.е. способности к практическому пользованию изучаемым языком).
В методике как учебной дисциплине принято выделять три вида методик, раскрывающих содержание этой дисциплины: общие, частные, специальные.