Структура и динамика международного движения капитала

 

В строгом смысле вывоз капитала связан с перемещением долгосрочных финансовых активов. На практике он выступает составной частью всех финансовых потоков, пересекающих национальные границы. Многие из них обслуживают платежи, возникающие в ходе международной торговли и международной миграции трудовых ресурсов, принимая форму валютно-расчетных отношений. Поэтому мировой финансовый рынок принято разграничивать на денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный). Четкой границы между ними не существует, поскольку краткосрочные кредиты, например, могут быть переоформлены в среднесрочные, те, в свою очередь, обращены в долговые ценные бумаги и т.д. С функциональной точки зрения в составе мирового финансового рынка выделяют такие сегменты как валютный рынок, рынок деривативов – производственных финансовых инструментов (опционы, свопы, фьючерсы), рынок страховых услуг, рынок акций, кредитный рынок. Последний распадается на рынок банковских кредитов и рынок долговых ценных бумаг (векселя и облигации). Движение капитала осуществляется преимущественно посредством мирового рынка акций и мирового кредитного рынка. В составе последнего возрастающую роль играет так называемый еврорынок. Его образуют финансовые ресурсы утратившие свою национальную принадлежность и функционирующие в качестве ссудного капитала вне национальных границ. Объем этого рынка составляет не менее 10 трлн. долл. Его основными субъектами выступают крупнейшие транснациональные банки. Объединяясь в международные банковские консорциумы они организуют выпуск еврооблигаций и евровекселей с целью получения кредитов для правительств отдельных стран и других заемщиков.

Важной особенностью движения предпринимательского капитала является увеличение удельного веса прямых зарубежных инвестиций. Так, если в начале XX века на их долю в общей массе экспортируемого капитала приходилось примерно 10%, то к концу столетия она выросла минимум до 30%. Особенно высокими темпами прямые инвестиции росли во второй половине 90-х годов. По данным ЮНКТАД в 2000 г. их общий мировой объем составил 1271 млрд. долл., против 317,8 млрд. долл в 1995 г. [9]. Вместе с тем, данная тенденция верна лишь в долгосрочном плане. В отдельные периоды наблюдается противоположенная динамика. Так, в первой половине 90-х годов более быстрыми темпами росли портфельные инвестиции. Например, объем выведенного из развитых стран капитала в форме прямых инвестиций с 1990 г. по 1995 г. увеличился примерно на четверть (с 224 до 278 млрд. долл.). За тот же период портфельные инвестиции из указанной группы стран выросли более чем в 2 раза (со 169 до 398 млрд. долл.) [10].

О масштабах вывоза ссудного капитала можно судить по размерам накопленного внешнего долга. В настоящее время общая величина накопленного в мире внешнего долга составляет не менее 2,5 трлн. долл. Из них на долю развивающихся стран приходится свыше 2,1 трлн. долл. За последние двадцать лет совокупный размер задолженности этой группы стран вырос приблизительно в 3,5 раза. Крупнейшими должниками является такие страны как Бразилия (свыше 170 млрд. долл.), Мексика (около 160 мллрд. долл.), Индонезия и Китай (более 120 млрд. долл.), Аргентина, Индия, Таиланд (примерно по 90 млрд. долл.), Турция (около 80 млрд. долл.). В конце 90-х годов в число крупнейших должников вошла и Россия. Ее государственный внешний долг превысил 150 млрд. долл., а с учетом задолженности частных компаний и банков перевалил за 200 млрд. долл. Подавляющая часть свободных финансовых ресурсов сконцентрирована в ведущих развитых странах. Они же являются крупнейшими экспортерами капитала.

Наиболее значительными финансовыми центрами мира являются Лондон (здесь достигнут самый большой ежедневный объем операций в иностранной валюте), Нью-Йорк (здесь расположена крупнейшая в мире фондовая биржа), Токио, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж, Гонконг, Сингапур, а также ряд центров зон (Панама, Багамские острова, Антильские острова, Каймановы острова и др.).

 

 

8.3. Государственное и международное регулирование вывоза капитала. Кризис внешней задолженности

 

Регулирование международных потоков капитала со стороны национально-государственных институтов получает выражение в определении условий осуществления зарубежных инвестиций, сфер деятельности и отраслей доступных для иностранных компаний, в режиме перемещения национального капитала за границу. В своем большинстве страны заинтересованы в привлечении зарубежных капиталовложений, особенно в форме прямых инвестиций. Вместе с тем, для них нежелателен чрезмерный отток собственного капитала за рубеж. Привлекательность страны для иностранных инвесторов зависит не только от общего инвестиционного климата, но и от степени открытости национальной экономики, развитости законодательной базы, четкости и прозрачности соответствующих юридических процедур. В России законодательные основы регулирования иностранных капиталовложений стали формироваться с 1991 г. после принятия закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Свое дальнейшее развитие они получили в законах о валютном контроле, о разделе продукции и др. Все это способствовало притоку в страну иностранного капитала. Однако, его масштабы пока еще далеки от потребностей российской экономики.

Международное регулирование вывоза капитала осуществляется такими финансовыми структурами как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Лондонский и Парижский клубы кредиторов и др. Подобная деятельность приобрела особую актуальность после возникновения мирового кризиса внешней задолженности. Его развитию предшествовал период широкомасштабных внешних заимствований, осуществлявшихся большой группой развивающихся стран в 70-е годы XX века в условиях благоприятной конъюнктуры мирового топливно-сырьевого рынка. Однако, в начале 80-х годов цены на топливо и сырье резко упали, что сразу же обострило проблему возвращения полученных ранее кредитов. Первой с ней столкнулась Мексика в августе 1982 г. Вскоре о невозможности своевременно, выплачивать свои долги объявила целая группа Латиноамериканских государств. Долговой кризис быстро распространился на большое число стран и превратился из регионального в мировой. Разразившийся кризис побудил кредиторов ужесточить условия предоставления новых займов и породил длительный переговорный процесс об урегулировании имеющейся задолженности.

На рубеже 80 – 90-х гг. МВФ и Всемирный банк достигли согласия об условиях предоставления финансовой помощи развивающимся и странам с переходной экономикой. Это соглашение получило название Вашингтонского консенсуса (по месту расположения указанных организаций). Его основными требованиями являются либерализация цен и рынков, макроэкономическая стабилизация, ограничение государственных расходов, приватизация, открытость экономики, снижение дефицита государственного бюджета, торгового и платежного баланса.

Страны, попавшие в сложное финансовое положение, ведут переговоры об урегулировании совей внешней задолженности с представителями Лондонского (объединение крупнейших транснациональных банков) и Парижского (объединение государств-кредиторов) клуба кредиторов. После августа 1998 г. такие переговоры вела и Россия, что позволило ей добиться реструктуризации своего внешнего долга.

 

 

Тема 9. Международная миграция трудовых ресурсов