Международные организации
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 01.01.1948 г. и действовало до 1995 г., когда ему на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, в урегулировании и либерализации торговых отношений.
· Принципы ГАТТ:
o либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений;
o устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования в отношении экспорта, импорта и транзита товаров;
o безопасность торговли;
o предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств;
o взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством регулярного проведения многосторонних переговоров (раундов), а также конференций министров 1 раз в 2 года. С 1948 г. было проведено восемь раундов. Средневзвешенная мировая таможенная пошлина составляла в 1940-50-х гг. 40-50%, в начале 70-х гг. - 8-10%, в конце 80-х гг. - 4-5%, в 90-х гг. она снизилась до 3-4% для развитых стран. В рамках ГАТТ были введены односторонние льготы в пользу развивающихся стран.
Наиболее результативными были три последних раунда. В соответствии с решениями Кеннеди-раунда (1964-67г.г.) за 5 последующих лет таможенные пошлины были снижены в среднем на 35%. В ходе 7-го тура переговоров (Токио раунд, 1973-1979 гг.) осуществлялось снижение пошлин на 33% поэтапно с 1.01.80-88 г.г. Кроме того, было принято соглашение по нетарифным барьерам, где было сказано о том, что нельзя применять в протекционистских целях национальные стандарты и технические регламенты.
8-ой тур переговоров (Уругвайский раунд) состоялся в 1986-1993 гг., в нем участвовало 117 государств, заключительный акт вступил в силу с 01.06. 1995 г. На основе ГАТТ была создана новая организация в 1995 г. - Всемирная торговая организация (ВТО).
Основные результаты Уругвайского раунда:
1. Тарифы должны быть сокращены в среднем от 4,7 до 3%; доля беспошлинных товаров должна увеличиться с 20-22% до 40-45%; были отменены тарифы на фармацевтические товары, медицинское оборудование, писчебумажную продукцию и сталь.
2. Квоты на импорт сельскохозяйственной продукции, текстиль и одежду должны быть заменены менее обременительными тарифами в течение 10 лет. Тарифы развивающихся стран на сельскохозяйственную продукцию должны быть сокращены на 24%, развитых стран - 36%; на текстиль они должны быть снижены на 25%.
3. Антидемпинговые пошлины не были запрещены, но их применение должно быть более обоснованным.
4. Объем субсидируемого сельскохозяйственного экспорта должен быть сокращен на 21% за 6 лет. Государственные субсидии на промышленные исследования должны быть ограничены в пределах 50% от стоимости прикладных исследований.
5. Страны могут временно повышать тарифы или вводить другие ограничения против импорта, если он наносит ущерб отрасли. Запрещается применение санитарных норм и стандартов безопасности в целях протекционизма.
6. Соглашение обеспечивает 20-ти летнюю защиту патентам, товарным знакам, авторским правам; допускает 10-ти летнюю защиту патентам в фармацевтике.
7. Было принято решение о дальнейших переговорах об ограничениях государственных субсидий производителям гражданской авиации, о либерализации рынка телефонной связи, об ограничениях европейских субсидий на сталь
8. Инвестиционные меры, связанные с торговлей. Соглашение исключает выдвижение требований о том, чтобы иностранные инвесторы обязательно приобретали ресурсы на внутреннем рынке или экспортировали столько, сколько они импортируют.
9. Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, в котором были определены взаимные обязательства стран по торговле услугами; были составлены списки начальных уступок по доступу на рынки услуг; был введен специальный статус отдельных финансовых и телекоммуникационных услуг.
Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, получила полномочия заниматься не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами, а также услугами и вопросами интеллектуальной собственности. Решения по торговым спорам должны приниматься не единогласно, как раньше в рамках ГАТТ, а квалифицированным большинством в 2/3 или ? голосов.
ВТО - это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений. Был создан Генеральный совет, советы по товарам, по услугам, по торговым аспектам интеллектуальной собственности и др. Эта система должна способствовать расширению сферы действия рыночных сил, структурной перестройке промышленности, сельского хозяйства, более динамичному росту торговли и экономики.
Активную работу проводят конференции министров стран-членов ВТО, где принимаются важные решения. В 1996-97 г.г. были приняты соглашения о либерализации рынка телекоммуникационных и информационных технологий, которые вступили в силу с 1998 г.
В результате были освобождены от таможенных тарифов свыше 90% товаров, всего 300 позиций, в том числе компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и другие. Соглашение по финансовым услугам действует с 1999 г., в нем говорится о снятии барьеров на финансовых рынках, о свободном доступе иностранных инвесторов в национальные банки, страховые, фондовые компании.
Россия пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном, т.е. неравноправном положении на мировом рынке. Она не признается страной с рыночной экономикой, несет убытки от антидемпинговой политики, особенно по текстилю, стали; в отношении России действуют ограничения на поставки высоких технологий. В то же время российская экономика не готова к вступлению в ВТО. По некоторым оценкам, от вступления выгоды получат 5% экспортеров, ибо сырье не облагается таможенными пошлинами; кроме того, будут отменены государственные субсидий производителям авиатехники.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) созывается с 1964 г. 1 раз в 4 года, решения принимаются большинством голосов. Девятая сессия состоялась в 1995 г. На сессиях ЮНКТАД был принят ряд важных решений. На первой сессии были приняты Принципы торговли и торговой политики, в них говорилось о недискриминации, о содействии развивающимся странам и т.п. Некоторые принципы, принятые сессиями ЮНКТАД, постепенно входят в практику.
Наиболее значимые решения ЮНКТАД - это Общая система преференций (1968 г.), Новый международный экономический порядок (1974 г.) и Интегрированная программа по сырью (1976 г.). Общая система преференций (ОСП) означает предоставление торговых льгот развивающимся странам на невзаимной основе. Это значит, что развитые страны не должны требовать в ответ каких-либо уступок для своих товаров на рынках развивающихся стран. С 1971 г. развитые страны стали предоставлять ОСП развивающимся государствам. СССР отменил все ограничения в отношении импорта товаров из развивающихся стран в 1965 г.
В 1974 г. по предложению развивающихся стран были приняты основополагающие документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между Севером и Югом. В НМЭП говорилось о формировании нового международного разделения труда, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формирование новой структуры международной торговли, отвечающей задачам ускоренного развития, повышения жизненного уровня народов.
В программе НМЭП содержались требования об установлении более справедливого соотношения цен на сырье и промышленную продукцию; о том, что развитые страны должны обеспечить более легкий доступ на свои рынки. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран. В частности, они не должны делать новых капиталовложений в производство синтетического сырья, чтобы увеличить закупки натурального сырья из развивающихся стран. В соответствии с НМЭП необходимо оказывать помощь развивающимся странам в развитии продовольствия и способствовать расширению его экспорта из развивающихся стран.
Вопросами международной торговли занимаются и другие международные организации. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации.
В рамках ОЭСР разрабатывают меры по административно-технической унификации правил в области внешней торговли, вырабатываются единые стандарты, рекомендации по изменению торговой политики и другие. Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает Международный валютный фонд (МВФ). Именно под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран в обмен на кредиты.