Теория абсолютных преимуществ
Классические теории международной торговли.
Следующий сильный удар по меркантилистским воззрениям на внешнюю торговлю нанесли экономисты, представлявшие школу, которая позже получила название классической.
Классическими теориями международной торговли принято считать теорию абсолютных преимуществ А.Смита и теорию сравнительных преимуществ Д.Рикардо. А.Смит (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) - английские экономисты, основоположники классической школы политической экономии.
Историческая эпоха, в которой жили Смит и Рикардо, значительно отличалась от меркантилистской эпохи. Капитал уже не ограничивается торговлей, но проникает в сферу производства. Появляются первые капиталистические мануфактуры и фабрики, производящие продукты только для продажи. Мануфактурное и фабричное разделение труда многократно повышают уровень производительности труда. Резкий рост объемов производства требовал расширения рынков сбыта, в том числе и за счет внешней торговли. Т.о., исходным пунктом в этом процессе обогащения является уже не торговля, а производство. Таким же был исходный пункт смитовской теории: богатство нации не в количестве накопленного золота, а в способности производить товары. Эта способность, в свою очередь, зависит от разделения труда и экономический свободы производителей. Политика laissez-faire (фр.) - «лэссэ-фер» - невмешательства государства в экономику и свободной конкуренции. «Предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим ходом» - лозунг свободной конкуренции.
Теория Смита основана на некоторых допущениях:
- единственным фактором производства является труд;
- имеет место полная занятость;
- модель международной торговли включает в себя две страны, торгующие только двумя товарами;
- цена товара выражается не в деньгах, а в количестве труда, затраченного на производство другого товара;
- транспортные издержки на перевозку товара из одной страны в другую равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.
Основная идея Смита заключается в следующем: если страна производит хотя бы один товар дешевле, чем другие страны, ей будет выгодна международная торговля. Эта ситуация и получила название абсолютного преимущества, т.е. преимущества в абсолютной величине издержек на производство данного товара. При этом Смит предполагал, что таким преимуществом располагает каждая страна, хотя в действительности это далеко не так.
Рассмотрим ситуацию абсолютного преимущества на условном примере двух групп стран: Север и Юг, производящих по два товара - автомобили и текстиль (табл.7). Стоимость каждого товара выражается соотношением Л/Х, где Л - рабочее время (в часах), необходимое для производства единицы данного товара (Х). Это отношение называется коэффициентом трудоемкости. Обратное отношение - Х/Л можно назвать показателем трудоотдачи или производительности труда, где Х - количество данного товара, произведенного за единицу рабочего времени (Л).
Таблица 7. Абсолютные преимущества и обмен
Страны Товары | Север (затраты труда на единицу товара) | Юг (затраты труда на единицу товара) |
Автомобили | ||
Текстиль |
Таблица показывает, что Север производит автомобили дешевле, чем Юг, а Юг, в свою очередь, производит дешевле текстиль. Следовательно, каждая из стран обладает абсолютным преимуществом по одному из товаров. Если труд рассматривать как фактор производства, а количество этого фактора определять в часах, то можно сформулировать следующее положение: абсолютное преимущество - это возможность для какой-либо страны производить товар с меньшим количеством факторов производства, чем другие страны.
Смит полагал, что каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она имеет абсолютное преимущество перед другими странами. Этот принцип, по мнению Смита, лежит в основе международного разделения труда и обмена.
Выгоды специализации. До специализации и обмена в мире производилось по две единицы автомобилей и текстиля. После специализации страны Севера будут производить 3 автомобиля (1+2) и - ни одной единицы текстиля. Страны Юга будут производить 4 единицы (1+3) текстиля. Выигрыш для всего мира составит 1 автомобиль и 2 единицы текстиля.
Относительная стоимость автомобиля на Севере составит 3/6 = 1/2 единицы текстиля. Относительная стоимость автомобиля на Юге составит 12/4 = 3 единицы текстиля. Можно предположить, что мировая цена на автомобиль займет промежуточное положение между этими величинами - выше, чем на Севере, но ниже, чем на Юге. Допустим, что это будет соотношение (пропорция обмена автомобилей на текстиль) 1:1. Тогда Север сможет увеличить либо потребление текстиля на 1 единицу, либо потребление автомобилей также на 1 штуку. Юг сможет увеличить потребление автомобилей на две единицы, либо текстиля - также на две единицы. Выигрыш Юга больше, чем выигрыш Севера, т.к. мировая цена на автомобили находится ближе к минимальному уровню (1 : 1/2), чем к максимальному (1 : 3). Если мировая цена сместится до отношения 1авт.:2 ед. текст., то выигрыш распределится в пользу Севера.
Модель А.Смита работает только при том условии, если каждая из двух стран обладает абсолютным преимуществом только по одному товару. Страна, которая не обладает преимуществом ни по одному из товаров, вообще исключается из международной торговли.