Профессиональная структура рабочей силы

Уровень образования трудовых ресурсов

Экономически активное население

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997 г. оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е гг до 1,6% в 1990-1997 гг., что связан с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсе мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%J Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых.

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов мобильности рабочей силы.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов многом определяется не столько наличием высшего и средне образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень неграмотности в середине 90-х гг. составлял: мужчины — 78,4% к общей численности взрослого населения и женщины — 60,3%. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре. Последние проявляются в изменении соотношения числа занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старь профессий.

Важнейшая из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех странах доли сельскохозяйственных профессии и увеличении доли работников сферы услуг, причем, чем выше уровень развития экономики страны, тем сильнее проявляется данная тенденция.

Специалисты (работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро растущей категорией экономически активного населения в развитых, постсоциалистических и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро растет численность работников наиболее квалифицированных профессий, связанных с развитием наукоемких производств.

Категория служащих является второй по численности в профессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении,

Занятость работников сферы услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как следствие процесса постиндустриализации.

Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) являются самой многочисленной профессиональной категорией экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах. Но в обеих группах стран происходит сокращение доли этой категории занятых, вызванное перемещением рабочей силы в сферу услуг. Причем на основе технического прогресса существенные изменения претерпевает и профессиональный состав индустриальных рабочих В развитых странах происходит процесс замещения полуквалифицированной рабочий силы квалифицированной, а также вытеснения из производства целого ряда прежде массовых профессии (шахтеры, швеи, плотники и др.). Одновременно растет численность и доля квалифицированной рабочей силы.

Сдвиги в структуре рабочей силы обусловливают первоочередность решения проблемы профессиональной подготовки и переобучения кадров в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с изменяющимся содержанием труда, массовым образованием новых профессий и специальностей. В США в результате структурной перестройки экономики ежегодно вытесняются из производства от 1 до 2 млн. работников, профессиональная переподготовка которых, особенно лиц старших возрастов, крайне затруднена. В странах с переходной экономикой, включая Россию, в 90-е гг. происходило массовое переобучение работников профессиям, пользующимся спросом в рыночной системе (бухгалтер, аудитор и др.).