Разрешение международных споров

16.10.2012

Абсолютная ответственность обязанность возместить ущерб причиненный в следствии эксплуатации источника повышенной опасности в случаях предусмотренных международным договором.

Характерно для нее:

Возникает из правомерной деятельности государства в тех случаях если она предусматривается международным договором, в морском, космическом экологическом праве предусматриваются следующие положения.

Вторая особенность - ущерб имеет значительный размер

Такой ущерб причиняется вопреки воли государства

Ущерб причиняется в результате случая или действия непреодолимой силы предполагает наступление таких ситуаций которые не зависят от государства и не связанны с эксплуатацией техники (землетрясение), случаи связанные со сбоями работы техники в подобной ситуации могли быть увидены при особой рассмотрительности.

 

Древний институт, однако его регулирование начало проходить в начале 20 века, доктрина в конце 19 века Комаровский Леонид Алексеевич монография "О международном суде"

В практике международный суд появился лишь в 1922 году в лице постоянной палаты международного правосудия.

Источники регулирования данной отрасли:

Устав ООН и декларация о принципах международного права 1970 года.

Международные конвенции гаагские конвенции о мире 1907 и 1899

Резолюции генеральной ассамблеи ООН 19 манильская декларация о разрешении международно правовых споров, 1988 декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности

Двусторония соглашения

Понятие международного спора -

Разногласие по вопросам права или фактов конфликт,юридических позиций или интересов заинтересованных лиц (1924)

В современной науки:

Узкий подход - конкретные участники , конкретным предметом, конкретными претензиями сторон.

При широком подходе - ситуации которые способны привести к нарушению мира и безопасности.

Различение споров и ситуаций имеет юридическое значение в частности при рассмотрении спора в совбезе страна в споре не голосует, а при рассмотрении ситуации имеет право голоса.

Кроме того все споры делятся на две категории:

Юридического характера - любые споры касающиеся международного права, споры связанные с толкование международного права, споры относительно факта, споры в отношении характера и размеров возмещения вреда.

Политического характера (по их мнению Оттенгейна и Клаутерпкхта )споры которые не могут быть рассмотрены на основании существующего международного права, споры затрагивающие суверенитет государства, споры которые предполагают изменение существующего международно - правового регулирования.

Однако международный суд никогда не отказывал в рассмотрение даже ели не носило юр характера

Виды средств разрешения споров:

1)Согласительные средства

Формы согласительных средств:

• Переговоры - прямой контакт сторон в целях достижения взаимноприемлимого соглашения (многосторонние и двухсторонние переговоры, используется институт парламентских переговоров, которые состоят в видение переговоров в рамках международных организаций ) переговоры могут происходить в следующих формах:

Путем проведения саммитов, встреч, конференций

Либо при помощи использование дипломатических каналов

Переговоры осуществляются в следствии соглашения сторон, которые могут возникнуть и до спора.

Существует позиция, что переговоры не нуждаются в согласии государств так как вступление является обязанностью государств.

Принципы ведения переговоров были установлены 1999 году в резолюции генеральной ассамблеи о правилах и установках ведения международных переговоров, к ним относятся:

Принцип добросовестности ведения переговоров

Принцип привлечения заинтересованных лиц

Принцип принятия мер способствующих созданию конструктивной атмосферы

Принцип воздержания от действий которые будут вредить переговорам.

Принцип уважения установленных рамок переговоров.

Принцип продолжения попыток мирного урегулирования спора в случаи неудачи переговоров.

• Консультации - (не все ученные выделяют в отдельную форму , сложно провести отличие от переговоров) менее формализованный характер чем переговоры, происходит на более низком уровне и предшествует переговорам, имеет целью установить интересы другой стороны.

Остальные виды согласительных средств предполагает участие 3 стороны. 3 стороной могут быть - главы государств, высшее должностные лица международных организаций,

• Добрые услуги - функции третьего лица сводятся к обеспечению, установлению контактов между сторонами находящимися в споре, оказывал генсек ООН, СССР в пакистанском конфликте.

• Посредничество - роль посредника состоит в участии, поиске решения конфликтной ситуации. Решения посредника не является обязательным для сторон, между католическими странами может выступать Ватикан.

• Обследование (следственные комиссии) деятельность комиссия регулируется резолюцией генеральной ассамблеи ООН 1963 года "вопрос о методах установления фактов" формируется из представителей сторон, они потом выбирают председателя комиссия, целью деятельности комиссия является установление фактов, допрос свидетелей, заслушивает стороны, посещает место происшествия. Доклад комиссии об установлении фактов не имеет юридического характера. Последнее время генсек очень часто использует это полномочия, направляет комиссии.

• Примирительные комиссии выполняет две функции, третье лицо должно установить тот или иной факт во - вторых выступает с предложение по регулированию спора, решение комиссии не является обязательным, за последние 70 лет использовалась всего около 20 раз.

2)Международный суд и арбитраж

К судебным средства относят: разрешение споров судами а во-вторых арбитраж отличие от согласительных средств в том что суд принимает юридически обязательное решени. Деятельность состоит в применении права, в международном праве суд не может слепо принимать решения, должен. Учитывать жизнеспособность своего решения в связи с этим суды выносят не только на своем решении но на политических интересах.

Арбитраж:

Временные (ad hoc ) действуют на основании компромисса

В компромиссе формулируется предмет спора применимое право, порядок осуществления рассмотрения спора при это в случаи если обнаружиться пробелы то сам арбитраж имеет восполнить его как правило компромисс формируется на основании правил об арбитраже модельного права 1958 Используется достаточно редко, раз в год.

Постоянные на основании статута - представлен постоянной палатой третейского суда созданный на основании гаагской конвенции 1889 и 1907 годов. Располагается в Гааге в том же здании что и международный суд, в Дворце Мира. Данный суд представляет список судей каждая из сторон участниц суда формирует своей список из 4 судей и направляет в бюро, при наличии спора состав арбитража формируется из этого списка. Рассматривает дела на основании регламента 1975 года Юниситрал. Но и споры с участием частных лиц если данный спор имеет международное значение. После Второй Мировой Войны рассмотрело всего 26 дел, при этом 14 дел находятся на рассмотрении (Газпром против Литвы, дело ЮКОСА)

Отличие арбитража от суда:

Состав арбитров формирует сами стороны, судьей не выбирают.

Арбитражная процедура является более гибкой

Правила процедуры менее строгие и их нарушение в арбитражном производстве не влечет недействительность решения

Арбитражная процедура обеспечивает большую степень конфиденциальности возможность закрытого рассмотрения в плоть до того что решения арбитража не полежат официальному опубликованию.

Состоит в том что арбитраж не формирует судебного прецедента.

Исполнение Решение арбитража не может быть обеспечено деятельностью совета безопасности ООН.

Сроки рассмотрения в арбитраже являются более короткими в следствии упрощенной процедуры.

Под международным судом понимается - международное учреждение, состоящие из независимых судей действующих на постоянной основе, имеющих целью рассмотрение международных споров на основе международного права принимающие юридически обязательные решения.

Вся система международного правосудия:

• Универсальные

-общей компетенции международный суд ООН

-специальной компетенции международный трибунал по морскому праву

• Региональные

3)Международные организации

 

 

Международный суд его правовой основой является статут международного суда который является международного суда ООН, возможно что государство не член ООН, но будет участвовать в статуте в случаи принятия данного решения генеральной ассамблей Оон, международный суд состоит из 15 судей избираются ген ассамблей и советом безопасности.

Основное требование:

Независимы

Представляли все правовые системы планеты.

Как правило суд рассматривает все дела в полном составе при кворуме в9 человек, предусматривается специальная возможность создание камер рассматривать отдельные дела, камера морского дна.

Особенности рассмотрения в международном суде :

-Юрисдикция является договорной - суд не может рассматривать дела по собственной инициативе. Для рассмотрения в суде требуется соглашение сторон после или до спора, либо согласия односторонние заявление о рассмотрении спора в международном суде, Великобритания, США принимали такие заявления, СССР никогда не признавал юрисдикция международного суда но имел всего лишь одного судью. с конца 80- х начал признавать юрисдикцию.

-Решение суда является обязательным лишь для сторон участвующих в споре и лишь по данному делу следствие является то что не образуется прецедентное право однако на практике суд сам ссылается на свои решения, стороны обосновывая свои претензии ссылаются на практику и международный суд обладает значительным авторитетом

-Международный суд рассматривает споры между государствами

Компетенция международного суда:

• Суд рассматривает споры между государствами , решения его являются обязательными и обжалованию не подлежат, возможен вариант открытия производства по новым обстоятельствам.

• Дача консультативных заключений по любым вопросам права, данные заключения имеют рекомендательную силу , обращаться за ними имеют право международные организации, органы имеющие на это права с уставом ООН. Данный инструмент используется для решения споров между международными организациями.

Проблемы:

Сроки рассмотрения около 4 лет

Финансирование - за счет средств ООН, однако затраты связанные с оплатой услуг связанные с адвокатом, вызовов свидетелей в связи с этим в 1999 году был создан трастовый фонд формирующийся из пожертвований, имеющий целью финансировать данные затраты государств.

Специализированные международные суды:

По конвенции морского права 1982 был создан трибунал по морскому праву состоящий из 21 судьи, дела рассматриваются по камерам: рыболовству, охране окружающей среды. Особенности дела не только государств но и физических, юридических, международных организаций

Сроки меньше

Стороны сами обращаются

Региональные суды:

Экономический суд СНГ не принимает юридически обязательных решений рассматривает споры в экономической сфере, плену формируется высших представителей судебной власти, что накладывает сомнения в самостоятельности данного органа, суд не эффективен, хотя все могут обращаться.

Суд справедливости ЕС обладает правом принимать юридически обязательное решение по запросу юридических и физических лиц, осуществляет конституционный контроль и предварительный и последующий, законодательство ЕС и национальных государств по отношению к первичным учредительным документам.

Международные организации третья категория средств разрешения споров.

-Универсальные.

• Совет безопасности ООН имеет право рекомендовать сторонам средства для разрешения споров, сам может рассмотреть спор или ситуацию которые могут привести к нарушении безопасности, совбез обеспечивает решения международного суда, в праве создавать учреждения и органы для рассмотрения споров.

• Генеральная ассамблея ООН может привлекать внимания совбеза к любой проблеме, сама может принимать резолюции в отношении того или иного спора.

• Секретариат, генеральный секретар оказывает добрые услуги может разрешать споры на практике.

- Универсальные специализированные организации

ВТО: Переговоры и передача рассмотрения спора на рассмотрение главного органа организации, арбитраж. До последний стадии не доходят. Так как рассматривают экономические споры.

• -Региональные.

• Организация по безопасности и сотрудничестве в Европе в 1992 году была принята конвенция о примирении и арбитраже в соответствии с которой конфликт рассматривается в переговорах не удалось спор на рассмотрение примирительной комисси состоящей из представителей сторон по одному от каждой сторон и трех примирителей назначаемых бюро ОБСЕ. Если не удалось то обращаются в совет министров ОБСЕ, если после 30 дней не удалось решить проблему тогда спор рассматривается арбитражем при условии согласия сторон.

• Совет Европы в 1957 году была принята Европейская конвенция о мирном разрешении споров, в соответствии с ней споры делятся на юридическме (стороны признали обязательную юрисдикцию международного суда) в отношении политических (используется согласительная процедура и арбитраж).

• В рамках СНГ 1) переговоры 2) совет глав государств 3) рассмотрение экономического спора в экономическом суде не понятные органы

 

Дипломатическое и консульское право.

Первое консульское учреждения возникло в 13 веке а дипломатическое в 15 века 1455 год

Дипломатическое право - это отрасль международного права регламентирующая официальное отношение между государствами и международными организациями а также статус внешних сношений государства и представительств международных организаций

Все органы делятся на:

Внутригосударственные (глава государства, парламент, глава правительства и МИД)

Зарубежные органы внешних сношений (постоянные - дипломатические представительства и консульские учреждения, непостоянные - миссии, делегации , группы наблюдателей.

Источники дипломатического права:

-Обычное право

-Договорное право (первый многосторонний договор - венский протокол о дипломатических рангах 1815 году, в 1961 была принята венская конвенция о дипломатических сношениях, 1969 конвенция специальных миссиях РФ и США. Не участвуют, кодификация не признают этот документ, 1975 венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера не вступила в силу, в 1973 конвенция о пресечении и наказании преступлений против лиц пользующихся дипломатической защитой, Россия участвует)

-региональные конвенции

-двусторонние договоры

Внутринациональное право 1996 положение о посольстве установлеие дипломатических отношение осуществляется государством

Государство блдает:

Активным правопосольством - направлять своих дипломатических представителей в другое государство

Пассивное - в праве принимать представителей других государств.

Процедура и назначения и принятие дипломатического представителя называется аккредитацией состоит из 3 стадий:

Запросы Агремана (agreement) состоит в запросе согласия другой стороны на то чтобы дипломатическим представителем было назначено данное лицо. В агремане может быть отказано без объяснения всяких причин.

Назначение лица - государство вручает данному государству верительную грамоту где указаны представителя.

Прибытие представителя в другое государство и вступление в должность. Данное лицо приезжает в государство и передает верительную грамоту главе принимающего государства и приступает к полномочиям. Прекращение полномочия связываются с : по инициативе направляющего государства, по инициативе принимающего государства в таком случаи дипломат становится персоной нон-грата, для этого требуется причина серьезная.

Виды дипломатических представительств:

Посольства , посольства Ватикана называются нунциатуре. До второй мировой только великие государствами теперь все, послы и нунциаторы.

Миссии возглавляемые посланниками аккредитованными при главе государства (интернуциры)

Миссии возглавляемые поверенными в делах аккредитованные при министерстве иностранных дел

Иные представительства имеющие другое наименование, но сходные и близкие по функциям.

Структура дипломатического представительства:

Экономического отдела

Политического отдела

Отдел по двусторонним связям

Консульский отдел

Отдел печати

Военный атташат

Канцелярия

Отдел по культурным и научным вопросам.

Торговые - представительства. Советский союз сам выполнял торговлю через торговые представительства. После развала появилась фигура торговых советников посольств. В некоторых государств с большим оборотом представительства сохранились. Субъекты федерации создают собственные представительства : Канада, Германия, Россия.

Персонал

3 категории:

1) Дипломатический персонал, все лица , обладающие дипломатическим рангом.

2) Административно-технический персонал: шифровальщики, бухгалтеры, юристы и другие.

3) Обслуживающие персонал: шоферы, садовник, повара.

Дипломатический корпус состоит из всего дипломатического персонала расположенного на территории данной страны возглавляется дуаенном самый высокий ранг , больше всех находится. Церемониальный орган.

Функции дипломатических представительств:

Защита прав и свобод собственных граждан

Представительная функция

Ведение переговоров

Информационная функция

Данные функции должны осуществляться с целью развития дружественных отношений между странами.