Современные подходы к управлению.

6)Системный подход(применение теории систем в управлении с конца 50-х годов 20в.)-это не набор руководств и принципов для управления, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система-это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристике целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются компонентами организации(социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, организации называют социотехническими системами. Существуют два основных вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет нежесткие фиксированные границы, ее действие относительно независимо от среды, окружающей системы(часы). Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, энергия, информация, материал. Это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообспечивающейся, она зависит от источников, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это, для того чтобы продолжить свое функционирование. Чаще всего все организации это открытые системы. Крупные составляющие сложных систем сами являются системами. Эти части называют подсистемами.

7)Ситуационный подход-традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е конкретный набор обстоятельств, который сильно влияет на организацию в данное, конкретное время. Из за того, что в центре внимания оказывается ситуация, данный подход подчеркивает значимость ситуационного мышления. Ситуационный подход, разработанный в конце 60х годов 20в не считает, что концепция современной теория управления, поведенческая школа и школа науки управления неверны, он пытается интегрировать различные подходы. Так же он подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их каждую по отдельности. Как и системный, ситуационный подход не является набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и способах их решения, в нем так же сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Данный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретным ситуациями, для того чтобы достичь цели организации наиболее эффективно. Методологии ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

Лекция 8.10.13

Первый шаг-руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процессов управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений;

Второй шаг-каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны когда их применяют в определенных обстоятельствах. Руководитель должен иметь предвидеть вероятные последствия как положительные, так и отрицательные при применении данной методики или концепции;

Третий шаг-руководитель должен иметь, правильно интерпретировать ситуацию, необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких перемен;

Четвертый шаг-руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем существующих условий.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени основывается на третьем шаге, определяющим факторы ситуации и их влияния.