Транспортировка

Задачи транспортной логистики

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортиров­ки невозможно само существование материального потока. Зачас­тую транспортный сервис, дополненный операциями грузоперера-ботки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегри­рованных ЛС. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие западные транспортно-экспедиторские фирмы называют себя ло­гистическими фирмами, отражая по форме и по суще­ству современную практику транспортировки грузов в развитых стра­нах.

Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической актив­ности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины — транспортной логистики

Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в ло­гистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутри­производственную, технологическую) транспортировку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от­расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса. С позиций потребителя транс­портный сервис должен обеспечить доставку груза (MP, ГП) обус­ловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают та­кие виды транспорта и способы транспортировки, которые обес­печивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребите­лю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхова­нию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую комплексную логистическую активность, связанную с перемещением MP, НП или ГП определенным транспортным сред­ством в логистической цепи (канале, сети), и состоящую, в свою очередь, из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав соб­ственности на груз, страхование и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

• выбор способа транспортировки;

• выбор вида транспорта;

• выбор транспортного средства;

• выбор перевозчика и логистических партнеров по транспор­тировке;

• оптимизация параметров транспортного процесса.

Существуют следующие основные виды транспорта:

• железнодорожный;

• морской;

• внутренний водный (речной);

• автомобильный;

• воздушный;

• трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недо­статки, определяющие возможности его использования в ЛС.

Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица — предприниматели, осуществ­ляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных до­рог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведением научных исследова­ний и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта пред­приятия, изготавливающие транспортные средства, а также орга­низации, выполняющие иную связанную с транспортным процес­сом работу.

ТК России — это свыше 160 тыс. км магистральных железнодо­рожных и подъездных путей, 750 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,0 млн. км морских судоходных линий, 101 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний. По этим коммуникациям только транспортом общего пользования ежесу­точно перевозится около 4,7 млн. тонн груза (по данным на 1996г.) [190].

В табл. 3 приведены сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.

Табл. 3 Характеристики видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодо­рожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климати­ческих условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тари­фы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстоя­ния. Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конеч­ным точкам продаж (потреб­ления). Недостаточно высокая сохранность груза.
Морской Возможность межконтинен­тальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большое время транзита). Зависимость от географичес­ких, навигационных и погод­ных условий. Необходимость создания сложной портовой инфра­структуры.
Внутренний водный (речной) Высокие провозные воз­можности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от неравномер­ности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
Автомобиль­ный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходя­щего перевозчика. Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота.
Воздушный Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозки. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материало- и энегроемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность.
Трубопроводный Низкая себестоимость, высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

 

Как видно из табл. 3 каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать логистический менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.

Каждый вид транспорта (за исключением трубопроводного) характеризуется определенным типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Для подвижного состава такими параметрами являются:

• техническая и эксплуатационная скорость;

• габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспорт-ных средств;

• полная масса, нагрузка на оси;

• мощность двигателя (силовых установок);

• грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полу-прицепов, вагонов и т.п.

 

Для путей сообщения:

• пропускная способность;

• ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера:

• допустимая нагрузка на дорожное полотно. Для терминалов:

• полезная складская площадь;

• количество оборотов (скорость оборота);

• производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т.д.

Особая роль в ЛС принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным компонентом ТК. Без автомобильного транспорта практически невозможна реализа­ция современных логистических технологий (например, JIT, «от двери до двери») в системах снабжения и сбыта товаропроизводи­телей.