Интегральный тип познания

В современном изучении окружающего мира четко прослеживается переход к интегральному типу познания. Он представляет собой воссоединение элементов и про­цессов известного отражения действительности, логичес­кого мышления и интуитивного познания.

М. Г. Чепиков

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств. Живое созерцание объектов является, таким образом, моментом чувственно-практи­ческой деятельности. Оно осуществляется в таких фор­мах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Однако чувственное знание, несмотря на его богатство и красочность, дает нам представление лишь об отдель­ных, внешних сторонах вещей, не раскрывая внутрен­ней их природы, сущности, законов их развития. А ведь и в том и состоит основная задача познания. Здесь и приходит на помощь абстрактное (логическое) мышление. Его основными формами являются понятие, умозаклю­чение, гипотеза и др. В основе логического мышления лежит отвлеченная мысль, мир математических и логи­ческих абстракций. Но при его использовании мы, безусловно отталкиваемся от чувственного познания. Большую роль в познании оказывает интуиция. Вот мнение авторитетных учёных:

«Интуиция — самое совершенное знание» (Г. Лейбниц).

«Доверяйте интуиции как единственному остающемуся у нас пути» (К. Декарт).

«Я связываю интуицию со сферой бессознательного, определяемого "порядком" во Вселенной, не зависящего от нашего произвола» (В. Паули).

"В интуиции прямой путь к познанию Я» (И. Фихте).

«Бытие, расчлененное разумом, всегда дает остаток, и из этого выводит необходимость интуиции» (И. Гете).

"Интуиция переходит за интеллект. В глубину вещей интеллект не в состоянии проникнуть» (А. Бергсон).

К понятию интуиции близко примыкает понятие веры, т. е. внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли.

Однако наука доказала, что интуиция даёт гипотезы используя внутренний мир человека, но этот мир строится за счёт взаимодействия со средой обитания, учителями, экспериментами, литературой. По П. Симонову (физиолог), современная наука убедительно показала, что самопознание не сводится и не может быть сведено ко «взгляду внутрь себя». На самом деле (хотя это и не осознается, не замечается человеком), сравниваем себя только через других людей, наблюдая их, сравнивая себя с ними. Другое дело, что каждый из нас видит окружающий мир в чем-то по-своему, и это своё личное уникальное видение мира невозможно передать другим с помощью абстрактных понятий.

К. Станиславский ввел понятие сверхсознания (творческой интуиции) художественного произведения. В основе деятельности сверхсознания лежит трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, возникновение новых ассоциаций. Неосознаваемость (!) этих ранних этапов творчества представляет собой своеобразную защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Функция отбора возникающих гипотез принадлежит сознанию логике и практике. Поэтому развитие науки построено на сомнении, на сознании относительности наших знаний о мире и о себе, лишь приближающихся к абсолютной истине. Очевидно, что Вера и сомнение — понятия несовместимые. Поэтому Интуиция устраивает религию только на первом этапе интуитивного познания, на котором наука, искусство и религиозная вера выступают совместно. На втором, когда производится отбор на основе логики и анализа, базирующийся на практике, эксперименте, дороги науки и религии расходятся.

По Д. Богоявленской (психолог), существует боковое мышление. Она считает, что надо взять на вооружение приемы и средства, которыми пользовались признанные гении. Для этого следует учить студентов не логическому мышлению, а боковому. Совет этот ненов, ибо в древнем Шри-Ланка существовал принцип: обнаружить нечто ценное можно случайно, во время поисков чего либо другого. Эдвард де Боно утверждал, что способности людей «искать около» и есть боковое нелогическое мышление, которое противопоставляет творческому «вертикальному» мышлению, т. е. логически направленному мыслительному анализу. Явление «выхода" в более широкое пространство столь фундаментально, что крупнейший американский психолог Гилфорд был вынужден выделить в созданной им теории специальный фактор, соответствующий именно этой способности «мыслить в разных направлениях», и названный им «дивергентное мышление» (дивергенция — от греческого обнаруживать расхождения.) Например, Ч. Дарвин выдвинул идею биологического расхождения признаков организмов в процессе их эволюции: наличие сотни сортов растений, животных, пород и т. д.).

Важным понятием при этом становится оригинальность — получениес помощью дивергентного мышления «новых, умных или искусственных идей» (Гилфорд). Дивергенция многолика и обозначает еще то, к чему всегда стремилось искусство. Здесь всегда живо желание выйти в безграничную возможность хаоса. И это — большое достижение, ибо хаос есть средство, которое дает жизнь новой идее (вспомните суть синергетики!). 10.4 О построении научной картины мира (НКМ)

Известно, что основы наук представляют собой сово­купность знаний из различных теорий. Системное усвоение отдельных теорий является условием необходимым, но недостаточным для создания у студентов целостных представлений о науке. Ведь наука представляет собой внут­реннее единое целое, а ее разделение на отдельные области условно.

В самой науке в качестве особой высшей формы систематизации знаний выступает научная картина мира (НКМ). В образовании НКМ выполняет разные функции — мировоззренческую, систематизации знаний (о ней говорилось выше) и формирования стиля мышления — и выступает как итог системного усвоения основ наук.

Мировоззренческая функция — формирование представлений о материи, движении, пространстве и времени, что составляет неотъемлемую часть научного мировоззрения. Формирование современного стиля мышления необходимо для успешного усвоения знаний, как в настоящем, так и в будущем.

Картину, отражающую научное представление о природе, называют обычно естественно-научной.

Базисную, фундаментальную часть НКМ составляет физическая картина мира. Она есть совокупность взглядов и представлений о материи и связи ее с движением, о формах ее существования — пространстве и времени, о характере закономерностей, существующих в природе. С развитием науки меняется и картина мира, но изменение ее происходит несравненно медленнее, чем накопление конкретных знаний. Так, в физике за все время ее существования как науки (с XVII в.) выделяются следующие картины мира: механическая, электромагнитная, релятивистская и кванторелятивистская.

Механическая картина мира— совокупность взглядов и представлений о материи, движении, пространстве времени, основанных на механике Ньютона.

Основу электромагнитной картины мирасоставляют теория Максвелла и концепция Фарадея об эфире.

Релятивистская картина мираоснована на теории относительности Эйнштейна, а кванторелятивистская— из теории относительности и квантовой механике...

В НКМ как бы совмещаются, нанизываются все тео­рии, благодаря чему она и может выполнять функцию си­стематизации знаний в содержании образования. Одно­временно она выполняет и мировоззренческую функцию, Важная особенность этой формы существования знаний — это специфичность употребляемых терминов: «материя», «движение», «пространство», «время». Эти термины не являются химическими, биологическими или физически­ми - они являются философскими. В то же время они конкретизируются, раскрываются в терминах отдельных наук. Вследствие этого содержание научной картины мира представляет собой сплав научных и философских понятий.

Формируя эти понятия, рассматривая разные теории, их смену, только так можно понять эволюцию картины мира. Откуда можно понять неограниченную способность человеческого познания при сохранении относительности знания в каждый исторический момент. Научное познание мира предстает перед ним как процесс, выявляются его главнейшие механизмы. Представления же о процессе позна­ния также являются неотъемлемой частью научного ми­ровоззрения.

Заметим, что стиль мышления всегда связан с научной картиной мира. Например, во времена господ­ства механической картины мира было общепринятым представление, согласно которому любой процесс приро­ды допускает описание в терминах механики, любой за­кон движения и взаимодействия сводится к классическим законам механики

Для современного стиля мышления характерна диалектичность. Это понимание того, что сами понятия, знания об объекте развиваются, что всякое знание имеет границы применимости, это умение отказываться от прошлых и принимать новые идеи, как бы они ни противоречили здравому смыслу. Но это умение досталось большой ценой. Именно отсутствие такого умения было причиной того, что многие ученые в период, известный в науке под названием кризиса в физике, отошли от материализма. Ученые не могли поверить, что классическая механика, эта внутренне стройная, законченная система, применяющаяся в разных научных областях и оправдавшая себя на практике бесчисленное множество рая может иметь границы своей применимости.

Создание картины мира — это не открытие новых законов, а построение на основе существующих (т. е. от­крытых) модели, наиболее полно отражающей мир.

Системность знаний студентов — это такая совокуп­ность знаний, структура которой подобна структуре на­учной теории. Для того чтобы знания у учащихся были системными, они должны знания, получаемые в процессе поучения во временной и линейной последовательности, непрерывно перестраивать, связывая эти знания друг с другом в зависимости от их статуса в теории. В качестве средств для такой перестройки выступают знания о знаниях, схемы описания видов знаний. Про­цесс формирования научной картины мира можно образно сравнить с по­стройкой здания. В качестве строительного материала вы­ступают понятия, факты, законы. Этот материал использу­ется для постройки отдельных этажей здания — научных теорий. Крышей этого здания является научная картина мира. Именно в ней все связывается, давая при этом знание целостное и большее, чем содержится в каждой теории в отдельности.

Формирование системности знаний студентов связа­но с осознанностью усваиваемых теоретических знаний, с сохранением их в памяти целыми блоками. А это сокра­щает нагрузку на память. Системность знаний и те сред­ства, которые применяются для ее достижения, являются предпосылкой дальнейшего рационального овладения знаниями. Установка на осмысление знаний в определенной структуре побуждает обучающегося форму­лировать вопросы, на которые он должен будет искать ответ в разных источниках, критически рассматривать новую информацию. Все это является необходимыми элементами творческого мышления.

Обучение, формирующее системные теоретические знания, оказывает положительное влия­ние на интерес студентов к науке. Таким образом, полноценное обучение всегда разви­вает и воспитывает, т. е. при этом выполняется основной: принцип дидактики, утверждающий неразрывность обучения, развития и воспитания.

Вывод: только в органическом сочетании непосред­ственного опыта, отвлеченного мышления и интуиции рождается высший интегральный тип познания.

Интуиция, вдохновение не вызываются ни научной, ни логической мыслью. Наука может осуществлять свои завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от оков Строгого рассуждения, которые называются воображени­ем, интуицией (по В. Вернадскому).