Виды методологии и их создание
Выделяют три вида методологии:
— методологию как науку о всеобщем методе исследования;
— методологию как науку об общенаучных методах исследования;
— методологию как науку о частных, специальных методах познания.
Если первые две методологии в основном разработаны в философии и имеют более чем двухтысячелетнюю историю, то третий вид методологии только делает заявку на право существования. Ее разработка и исследование представляют наибольший интерес, так как единичных методов неизмеримо больше, чем общенаучных. Кроме того, они не только не изучены философией и частными науками, но и даже не систематизированы. Этим на первых порах и должна заниматься методология о конкретных методах.
Сложность решения проблемы заключается в том, что специалисты в области конкретных наук не ставят себе задачи теоретической разработки и обобщения специальных, единичных методов. Философы же не знают всего множества этих методов и особенностей их применения в каждой области научного знания. Выход нам видится в объединении усилий философов и специалистов конкретных наук как в исследовании этих методов, так и в проявлении философских положений в частнонаучных исследованиях.
Системные исследования, которые нас интересуют в настоящей работе, являются одним из направлений технических (более точно: синтеза указанных наук), их составной частью. А так как мы говорим о системной оценке технических систем (ТС), которая должна учитывать все их существенные показатели, определяемые жизненным циклом, то логично поставить вопрос о разработке методологии системного анализа оценки современных ТС по всему их жизненному циклу (в дальнейшем для упрощения — методологии жизненного цикла — МЖЦ). Создание МЖЦ — не одноактное действие, а длительный процесс, основывающийся на исследовании методов, применяемых на всех этапах разработки ТС). В основе такого процесса лежат два исторических этапа — эмпирический и теоретический. Уже на этапе эмпирическом в истории науки наблюдается логическая обработка фиксированных наблюдений: анализ, сравнения, частичная систематизация, классификация. Далее для теоретического этапа уже характерен переход от частичной систематизации фактов к созданию цельного (системного) представления предметов и объектов исследования.
Как шел исторический процесс от опытного этапа к сущностному, так и логический процесс должен двигаться от просто применяемых методов к исследованию, от описания свойств и особенностей методов в отдельности к описанию их связей и взаимоотношений, от установления связей к классификации и систематизации, к выявлению общего, к открытию закономерностей, тенденциям развития, прогнозированию границ применимости методов и их эффективности
По мнению проф. Спицнеделя В. Н., в создании МЖЦ следует идти этим путем. Ниже излагается разработанная им методика:
— собираются методы исследования, проектирования, технологии, эксплуатации ТС и др., т. е. методы жизненного цикла;
— описывается их совокупность;
— выявляется зависимость метода от предмета исследования;
— описывается каждый метод в отдельности, выделяются его свойства, признаки, особенности, правила, законы и пр.;
— выявляется общность выделенных методов, их связи и взаимоотношения;
— устанавливаются правила применения методов, их эффективность, границы применения;
— устанавливаются законы и закономерности развития методов;
— сравниваются конкретные методы с общенаучными, для чего сначала вырабатываются показатели и критерии сравнения;
— устанавливаются связи и взаимоотношения конкретных методов с общенаучными, между принципами и законами классической философии и конкретными методами;
Классификация конкретных методов не только позволит раскрыть картину соотношения наук сегодняшнего дня, но и помочь предвидеть будущие изменения, тенденции их развития, прогнозирование границ применимости методов и их эффективности