Логические основы системного анализа

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

По мнению акад. Садовского В. пока лишь наметилась тенденция к использованию системного подхода в науке. Это связано с тем, что реальный системный анализ может производиться только при наличии арсенала специ­фических методов системного исследования технических объектов (систем). К сожалению, успехи в направлении построения системной технической науки к настоящему времени более чем скромны. Реальная польза от этого направления мо­жет, однако, быть получена лишь в том случае, когда спе­циалисты конкретных технических дисциплин будут иметь развернутое теоретическое представление о логике и ме­тодологии системного исследования. Иначе исследователи, решая новые по своему типу задачи, вынуждены пользо­ваться старыми, для иных задач, построенными логичес­кими средствами.

Сейчас в научной среде все более утверждается концепция, что получение значительного результата исследования во многом определяется принципиальным подходом к по­становке проблемы и определению общих путей движе­ния исследовательской мысли. Если еще совсем недавно познание измерялось почти исключительно по совокупно­сти его конечных результатов, то сейчас все большее зна­чение начинает приобретать научная обоснованность на­чальных этапов исследования, определяемых во многом применяемыми методами. Такое изменение объясняется огромной технической оснащенностью современного по­знания, при которой решение точно поставленной задачи (сколь бы сложной она ни была) обычно не создает боль­ших трудностей. Во второй половине XX в. оказалось, что необходимо уделять внимание не только объекту исследования, но и принципам и самой структуре исследования, то есть методологии научного исследования.

Главными задачами методологии являются выработ­ка средств соотносительной оценки эффективности раз­личных подходов к исследованию, а также анализ логи­ческой структуры и условий применимости каждого из них на основе системного анализа.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) есть наука о законах, формах и приемах правильного построения мыс­ли, т. е. мышления, направленного на познание объектив­ного мира. Основные задачи логики — выявление усло­вий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логичес­кого аппарата и правильного метода познания. Органически связанная с теорией познания, логика представляет собой совокупность научных дисциплин, глав­ными из которых являются диалектическая и формаль­ная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления — содержательного и формального.

Мышление есть отражение зако­номерностей реальной действительности. Исходя из наибо­лее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметно­го мира и отражение его в человеческом сознании. Вместе с тем мыслительный процесс имеет свою внут­реннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаклю­чение. Оперирование понятиями, суждениями и получе­ние нового, выводного знания в умозаключениях состав­ляют формальнологический аппарат мышления. Логические операции с этими формами и лежащие в их основе фор­мальные законы связи между понятиями и суждениями изучает формальная логика (Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т. 3. С. 203-204). Различают следующие виды мышления:

наглядно-действенное — как первая ступень мыш­ ления; характеризуется тем, что решение задачи осуще­ ствляется с помощью реального, физического преобразо­ вания ситуации, опробования свойств объекта;

словесно-логическое — характеризуется использованием понятий, логических конструкций;

наглядно-образное — наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета; в об­ разе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения (!!!), устанавливает­ ся «невероятное» сочетание предметов и их свойств; и в этом качестве оно неразличимо с воображением.

Мыслительная деятельность побуждается мотивами (физиологическими потребностями, уверенностью в за­втрашнем дне, уважением к себе и признанием со сторо­ны других и пр.).

Выделяют следующие типы мышления:

теоретическое — направлено на открытие зако­ нов, свойств объекта;

практическое — связано с постановкой целей, вы­ работкой планов и проектов, часто развертывающихся в условиях дефицита времени;

логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;

интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Основная задача логики системного анализа — откры­тие путей движения к достижению новых системных ре­зультатов, а не экономических или каких-либо других.

Важнейшей и первоначальной категорией логики яв­ляется научная проблема. Чтобы занятия имели научный характер, они должны начинаться с постановки проблемы и кончаться выводами. Между нача­лом и концом надо уметь выдвигать гипотезы, проверять их наблюдением и экспериментом. В самом общем случае под проблемой понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и факти­ческим положением дел. Правильная формулировка проблемы — залог повы­шения эффективности общественного и частного произ­водства. Она залог правильного выбора направления поиска, так как никакие современные методы исследования и экспериментальная техника не приведут к успеху, если направление поиска выбрано неверно.

Имеются три класса проблем:

1) хорошо структуризованные, или количественно сфор­ мулированные;

2) слабо структуризованные, или смешанные, содер­ жащие количественные и качественные оценки;

3) не структуризованные, или качественные проблемы.

Для решения проблем первого класса существует хо­рошо развитый математический аппарат исследования опе­раций.

Для решения проблем второго класса нужны систем­ные методы.

Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы. (В Древней Греции это система обучения путем наводящих вопросов.)

Системный анализ для разрешения слабоструктуризованных проблем применяется для того, чтобы сначала хотя бы слабо структуризованную про­блему превратить в хорошо структуризованную, к реше­нию которой можно приложить аппарат исследования опе­раций и теорию оптимизации.

— Последовательность постановки проблемы: описание пути обнаружения проблемы;

— объяснение рассмотрения ее как проблемы;

— отделение ее от смежных проблем;

— описание применений результатов решения проблемы.

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложе­ние огромных усилий к решению несуществующих про­блем — отнюдь не исключение, а весьма типичный случай в науке. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка пробле­мы может быть равносильна половине ее решения.

Проблемная ситуация возникает также как противоре­чие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивос­ти существующих теорий и т. д. Противоречие — это пока­затель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Важным момен­том при обосновании финансирования решения проблем является применение системного подхода к оценке тем, заставляющего ориентироваться на систему показателей, а не на какой-то один из них, пусть даже столь значимый, как, скажем, ожидаемый экономический эффект.

При постановке проблемы надо:

Во-первых, четко установить границы совершен­ствуемой области, что исключает тенденцию «объять необъятное».

Во-вторых, следует сформулировать условия, которые характеризуют необходимое или желаемое положение дел в этой области. Необходимым мы его называем тогда, ког­да оно объективно обусловлено, а желаемым — при субъек­тивном подходе.

В-третьих, нужно определить фактическое положение дел в анализируемой области и на этой основе выявить недостатки, т. е. несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел.

В-четвертых, следует оценить последствия, к которым приводят выявленные недостатки, если их не устранить, или иначе .— оценить актуальность выявленных проблем. И если проблемы актуальны, мы говорим, что они требуют решения.

Чтобы построить такое решение, надо проанализировать причины, порождающие выявленные недостатки, а также определить средства устранения этих причин и, наконец, установить пути реализации выбранных средств.

В науке руководствуются двумя неразрывно связанны­ми принципами отбора проблем для решения:

— принципом учета нужд практики;

— принципом учета потребностей самой науки (есть проблемы, ничего не дающие сейчас практике, но без исследования которых невозможно будет решать практические задачи в будущем).

Проблему следует отличать от технической за­дачи, которая представляет собой установку сделать, скон­струировать, воспроизвести, построить какой-либо новый объект, вещь, материал, механизм, процесс и т. д. или изменить их состояние.