Критерии стилеобразования интерьеров

Пространство воспринимается человеком, осваивается им в процессе движения, через его моторное освоение собственным телом, т.е. через его физическое прохождение (преодоление, освоение).

Принципы пространственно-семиотического зонирования помещения:

  1. Первичное ограждение (ограничение и замыкание территории), обозначение границ пространства - внутри «ограды» пространство более ценно (безопасно и упорядочено), чем снаружи;
  2. Пространственная иерархия (выделение доминанты:)
    • Разделение на право/лево, передняя часть/задняя (по отношению ко входу); правая часть, «мужская» имеет большую ценность или левая «сердечная» в зависимости от конкретных культурных традиций.
    • Разделение на верхнюю/нижнюю зоны; верхняя имеет большую ценность, чем нижняя (с учетом визуальной составляющей восприятия)
    • Дихотомия пространственного центра и периферии помещения (центра/углов и/или центра/краев);
  3. Ритмическая организация:
  • Удвоение (дублирование) всей пространственной структуры в ее центре благодаря развитию ее внутреннего ядра.

 

Простейшая семиотическая связка - 2 помещения:система «камера-антикамера», или «зал-аванзал». 2 помещения распределяются как основное и дополнительное, или предваряющее его. Основное помещение – парадное. Оно больше, форма правильнее, лучше оформлено. Дополнительное - второстепенное, служебное, предваряющее вход в главное. Особую ценность представляет часть интерьера наиболее удаленная от входов (предполагает прохождение некоего пути, преодоление пространства для его достижения). Особенно в официальных гражданских и культовых интерьерах.

 

Масштабирование – одна из форм (как и пропорционирование) выражения принципа антропоцентризма в интерьере, т.е. соотнесение интерьера с размерами тела человека. Феномен этажности (с эпохи Возр.). Масштаб – ценностное сопоставление величие по аналогии (сравнению) с собственным телом (сравнение с собою).

Определяется через непосредственное визуальное взаимодействие (визуальный контакт).

 

Выделяются следующие масштабные (и ценностные, реализуемые на поведенчески-коммуникативном уровне) сопоставления с субъектом (объектом) коммуникации:

  1. Превосходство оппонента (больше меня);
  2. Уязвимости оппонента (меньше меня);
  3. Равенства оппонента (такой же, как я);

 

а также соответствующих доминирующих точек зрения на субъект (объект) коммуникации:

  • снизу вверх,
  • сверху вниз,
  • глаза в глаза (прямой контакт).

 

В интерьере масштаб помещения (комнаты, комнатки, зала) определяет его характер с точки зрения соотношения личности и социума.

Крупное помещение, намного превосходящее человека, вызывает ассоциации с общественным, официальным, бóльшим, чем сам человек, прежде всего, с институтами власти (гражданской, церковной, судебной и т.д.). Требует большой аудитории для наполнения. Чем больше масштабный разрыв, тем идея превосходства (величия) власти над человеком выражена откровеннее. Использовался прием в архитектуре древневосточных деспотий и в тоталитарном стиле ХХ века.

Небольшое помещение (камерное) вызывает ассоциации с чем-то приватным, сугубо личным, интимным, игровым. Вызывает образ уютной раковины, «шкатулки» для жилья. Предназначено для 1-2 человек. Несет идею некоего «убежища», бегства от реальности, затвора. В сочетании с подчеркнутой декоративностью оформления создает несколько театрализованный эффект; использовалось в интерьерах эпохи рококо (Дворец Петра Ш в Ораниенбауме).

Средней величины помещение наиболее нейтрально по характеру. Сомасштабно человеческой индивидуальности, поэтому наиболее адекватно для решения конкретных функциональных задач. В зависимости от конкретных задач вмещает вполне гармонично 4 - 5 (максимум до 7) человек. Не несет дополнительной смысловой (идеологической или развлекательной) нагрузки.

 


Лекция 13

 

Масштаб – ценностное сопоставление величие по аналогии (сравнению) с собственным телом (сравнение с собою).

Определяется через непосредственное визуальное взаимодействие (визуальный контакт).

 

Выделяются следующие масштабные (и ценностные, реализуемые на поведенчески-коммуникативном уровне) сопоставления с субъектом (объектом) коммуникации:

  1. Превосходство оппонента (больше меня);
  2. Уязвимости оппонента (меньше меня);
  3. Равенства оппонента (такой же, как я);

 

а также соответствующих доминирующих точек зрения на субъект (объект) коммуникации:

  • снизу вверх,
  • сверху вниз,
  • глаза в глаза (прямой контакт).

 

В интерьере масштаб помещения (комнаты, комнатки, зала) определяет его характер с точки зрения соотношения личности и социума.

Крупное помещение, намного превосходящее человека, вызывает ассоциации с общественным, официальным, бóльшим, чем сам человек, прежде всего, с институтами власти (гражданской, церковной, судебной и т.д.). Требует большой аудитории для наполнения. Чем больше масштабный разрыв, тем идея превосходства (величия) власти над человеком выражена откровеннее. Использовался прием в архитектуре древневосточных деспотий и в тоталитарном стиле ХХ века.

Небольшое помещение (камерное) вызывает ассоциации с чем-то приватным, сугубо личным, интимным, игровым. Вызывает образ уютной раковины, «шкатулки» для жилья. Предназначено для 1-2 человек. Несет идею некоего «убежища», бегства от реальности, затвора. В сочетании с подчеркнутой декоративностью оформления создает несколько театрализованный эффект; использовалось в интерьерах эпохи рококо (Дворец Петра Ш в Ораниенбауме).

Средней величины помещение наиболее нейтрально по характеру. Сомасштабно человеческой индивидуальности, поэтому наиболее адекватно для решения конкретных функциональных задач. В зависимости от конкретных задач вмещает вполне гармонично 4 - 5 (максимум до 7) человек. Не несет дополнительной смысловой (идеологической или развлекательной) нагрузки.

 

Пространственные дистанции / зоны психологического комфорта:

  1. Интимная – до 1,5 м – близкие, родные (возлюбленные, дети, домашние любимцы, врач);
  2. Личная -1,5 -3 м – друзья, коллеги, начальство;
  3. Публичная – от 3 м – пространство публичных выступлений (позиция требует дополнительного возвышения).

Приложение к лекции 13

Критерии и схема сравнительно-стилистического анализа