Основные факторы формирования интерьеров

 

Интерьер как архитектурный феномен непосредственно взаимосвязан с экстерьером, поскольку феномен архитектуры обусловливает наличие двойного пространства внешнего/внутреннего. Она их равным образом формирует как равно необходимые человеку и оформляет оба.

 

Поэтому взаимосвязь интерьера и экстерьера, характер их соотношений друг с другом – одна из важнейших проблем архитектуры.

 

Реализуется через решение пластической границы (стены) и через т.н. феномен пластически-пространственной активности или равновесия интерьера и экстерьера.

 

Интерьер – это пластически-пространственный, семиотический и психо-социальный феномен. Первичные критерии организации: функциональное назначение, наполняемость (количество людей), длительность их пребывания, характер занятий, возможность смены форм деятельности.

 

Связан с оформлением внутреннего пространства пребывания (жизни) человека (публичного или приватного). Формирование интерьера и его стилевого оформления представляет собой решение всех основных составляющих (характер ограничивающих поверхностей, размеры и масштаб помещения, степень прорезанности окнами, количество дверей и т.д.).

 

Роль стены как ограничивающей поверхности:

  1. Решает проблему организации пространства путем расположения в нем пластических тел. Твердая масштабная материальная оболочка, облекающая культурное пространство для жизни.
  2. Выполняет семиотическую функцию границы как зоны схождения и взаимодействия разных (противоположных) реальностей.
  3. Отражает феномен взаимодействия как универсального принципа жизни в ее биологическом, социальном, культурном, информационном, эмоциональном проявлениях.

 

Интерьер налаживает взаимообмен между мирами, внутренним и внешним, «диким» и «освоенным», индивидуальным и социальным (или природным), решает проблему взаимоотношений (гармонизации Бытия) человека и Универсума.

 

Обмен сущностями, ресурсами, энергией, поступками, товарами, чувствами. Близок принципу игры, универсальному для человеческой культуры.

 

Характер их коммуникации, выраженный через организацию интерьера, различается как:

  • свободный дружественный обмен,
  • нейтральное соприсутствие,
  • враждебное отторжение и противостояние.

 

Интерьер в целом как часть архитектурной оболочки противопоставляет (разделяет) и связывает природный и культурный миры-пространства, обеспечивает их взаимодействие и целостность человека, его физическую (телесную) сохраняемость и оптимальное функционирование.

 

Характер и способ организации интерьера определяются характером взаимоотношения человека с окружающим миром, социумом и с самим собой (враждебный или дружественный, противоборство или слияние, сохранение своей автономности и целостности окружающего ландшафта, вторжение в окружающую среду или ее проникновение внутрь здания).

 

Например, интерьер может быть

полуоткрытым (пространство свободно «втекает в дом» или дом выходит за пределы стен, с выходом в лоджию, открытую галерею, зимний сад) или

максимально закрытым, например, крепостным (толщина стен и башен, минимальное количество окон и их крошечный размер указывают на усиленную тенденцию к изоляции и противостоянию враждебному социальному окружению).

 

Улицу, площадь или проспект также можно считать вариантом городского «интерьера».

 

Если рассматривать архитектурное сооружение как материальную поверхность вместе с двойным пространством, ограничиваемым ею изнутри и окружающим ее снаружи, то интерьер обеспечивает организацию внутреннего пространства как зоны преимущественно предназначенной для жизни, то есть для пребывания в нем (внутри здания) людей. Как культурный феномен имеет смысл только в случае наполнения, т.е. заполнения людьми. Поэтому особо ценно в интерьере безопасное внутреннее пространство и оно же наиболее тщательно декоративно обработано.

 

В интерьере составляющими выступают внутренняя поверхность (конфигурация) самой оболочки (ее визуально воспринимаемые границы: стены, потолок, пол), их физические характеристики и ограничиваемое (моделируемое) ею внутреннее пространство.

Исходные составляющие интерьера:

  • Характеристики ограничивающих поверхностей,
  • Пространственные параметры помещения (его физические размеры, высота потолков, форма (конфигурация), степень прорезанности стен (количество окон и дверей, их величина, размеры и форма, система или места расположения),

Проективные характеристики:

  • наполняемость (для какого количества человек предназначено),
  • длительность нахождения в данном пространстве,
  • функциональное назначение (есть ли совмещение функций),
  • тип занятий, возможность их смены,
  • характер размещение людей и возможности их передвижения (перемещения) в пространстве,
  • быстрота наполняемости пространства,
  • возможности естественного и потребность в искусственном освещении.

 

Такие характеристики ограничивающих поверхностей: стен, потолка, пола, - как плотность, массивность, высота, толщина, степень прорезанности отверстиями, указывают на доминирование одной или другой из двух основных коммуникативной тенденций:

  • стремления к изолированию внутреннего и внешнего пространств и отделения мира человека от противостоящих сил природы и социума. Несет идею противоборства и конфликта, враждебности.
  • стремления к их связыванию, взаимопроникновению вплоть до их слияния (зрительного), облегчения, растворения, визуального стирания стен-границ-препятствий-барьеров. Идея их взаимоотождествления вплоть до растворения одного в другом.
  • Нейтральное сопоставление как бы параллельно существующих пространственных феноменов (гладкие поверхности, отсутствие ярко выраженных пластических деталей, активное использование цвета, различный характер оформления интерьера и экстерьера).

 

Способы организации пространства:

1. посредством архитектурной планировки;

2. с помощью особых способов расстановки мебели;

3. с использованием дополнительных плоскостей, пространственных ниш, архитектурных деталей и предметов убранства (раздвижных панелей, ширм, перегородок, ковров).

4.