Интерьер как архитектурно-пространственный феномен и как культурная среда обитания человека

 

Интерьер – от франц. «внутренний» - внутренняя (обитаемая) часть здания, пространство, непосредственно предназначенное для нахождения в нем человека. И. - важнейшая составляющая часть архитектуры как объемно-пространственного (пластического) феномена. Зачастую (правда, не всегда) интерьер имеет преимущественную ценность поскольку предназначен для жизни или, иначе говоря, для непосредственного нахождения, перемещения, трудовой деятельности людей.

 

Интерьер как и архитектура в целом – преимущественно социальный феномен. Он связан со становлением, развитием и функционированием разнообразных форм коллективной (общественной, культовой, гражданской, родовой, семейной, парной) жизни. Отражает ее изменяющуюся во времени и пространстве (т.е. исторически и географически) структуру.

 

Так исторически сложившиеся архитектурные типы интерьеров соответствуют определенным системам организации социальной жизни:

 

Религиозная (храм) – культовый интерьер

Гражданская – общественные сооружения (учебные, оздоровительные, развлекательные)

Государственная (резиденция правителя, общественное сооружение)

Профессиональная (армия, промышленное сооружение, торговое и т.д.)

Образовательная (университет, школа, д/сад)

Частно-семейная (частный дом)

Индивидуальная (комната в общежитии, коммунальной квартире)

Различают следующие типы интерьеров:

  • Сакрально-культовый,

Светский:

  • Гражданский
  • Жилой
  • Производственный
  • Бюрократически-офисный
  • Торгово-выставочный
  • Средств коммуникации (наземный, подземный, воздушный: вокзалы, аэропорты, станций и вагонов метро) и т.д.

 

Интерьер, как и архитектура в целом, развился из совмещения функций покрытия и ограждения, т.е. ограничения определенной замкнутой, (освоенной, безопасной, личной и т.д.) территории по горизонтали и по вертикали. Естественным центром средоточия и ценностью такого замкнутого пространства являлось хранимое в нем (облекаемое им) физическое/ие тело/а.

 

Интерьер - это огражденная (замкнутая) территория вокруг человеческого тела. Семиотически И. – это ящик, емкость для тела, такой же, как гроб, шкаф, телега (карета) и т.д. Он предназначен не только для сохранения тела в живом неповрежденном виде, но и для обеспечения его оптимального многостороннего, но прежде всего физического функционирования, т. е. обеспечения его безопасности, жизненной активности, в первую очередь, возможность передвижения, различных занятий, а также смены различных форм активности.

 

Организация интерьера как внутреннего пространства, предназначенного для пребывания в нем человека, представляет собой моделирование определенной ситуации или набора различных ситуаций через способ оптимального расположения тел(а) в пространстве и их (его) пространственного функционирования, точнее, передвижения в нем.

 

Выделение интерьера происходит через следующие фазы:

  1. ограждение (очерчивание границ),
  2. установление иерархии пространства (центр/периферия, право/лево, верх/низ, середина/углы).

 

Первое определяет его исходные горизонтальные параметры, такие как длина и ширина, а второе – вертикальные, т.е. высотность (высота потолков, перекрытий). Чем больше размеры помещения и выше его потолок, тем соответственно изменяется значимость внутреннего пространства.

 

Кроме того, важно количество помещений, составляющих интерьер, а также его этажность. Феномен этажности известен еще в Древнем мире (Крит), а с эпохи Возрождения э. становится неотъемлемой чертой европейской жилой архитектуры.

 

Имеет значение также характер и толщина стен, степень их проницаемости, т.е. прорезанность окнами, количество дверей и окон, их параметры, характер расположения и конфигурация. В зависимости от функционального назначения интерьера эти характеристики изменяются достаточно активно.

Способы организации пространства:

1. цельное (единое, слитное, зальное)- хорошее обозрение и активное перемещение,

2. составное (или дробное, расчлененное, серия мини-пространств) – визуально распадается, невозможно охватить взглядом, ограниченные возможности перемещения,

3. многосоставное (комбинированное):

- по принципу механического присоединения

- по принципу анфилады,

- по принципу коридорной системы,

- по принципу лабиринта – принцип линейной организации пространства вслед активно движущемуся телу,

- гиперпространство – по принципу пространственной решетки.

 

Исторически сложившиеся типы внутренней планировки помещений:

· принцип «галереи», или линейного последовательного присоединения автономных пространственных объемов друг к другу (царские терема, традиционное крестьянское жилище);

· принцип «каре» – «свернутого» и замкнутого в квадрат, прямоугольник или круг набора помещений (палаццо, средневековый замок);

· анфиладная система – помещения «нанизаны» на одну ось, перпендикулярно ей ориентированы;

· коридорная система – вдоль продольной оси располагается система помещений, симметрично друг другу расположенных по обеим ее сторонам;

· система функциональных блоков - принцип группировки небольших автономных, функционально связанных пространств. Может совмещаться с коридорной системой.

 

Интерьер, изначально архитектурный феномен, «освоенное», т.е. приспособленное для жизни, пространство, территория для жизни, наполняясь различными вещами, становится культурной (рукотворной) средой обитания.

 

Характерно, что начальная фаза развития интерьеров характеризовалась феноменами синкретичного характера (помещение универсального предназначения с зачатками различных функций: жилой, культовый, общественный) – мегарон.

В эпоху античности и Средневековья наибольшее внимание уделялось культовым интерьерам и дворцовым. С эпохи Возрождения – общественный интерьер и жилой;

 

Наиболее быстрыми темпами развивался в Новое время жилой и производственный интерьер. Эволюция интерьеров двигалась по пути функциональной специализации и пространственного размежевания различных функций, т.е. разведения их по разным пространствам – зала, кабинет-студиоло, молельня, спальня, гостиная, диванная, бильярдная, столовая, детская, гардеробная комнаты;

 

В Новейшее время преимущественное развитие получили производственный интерьер, учебный, зрелищный. Современный интерьер совмещает рабочее пространство и зону отдыха, спальное место и место для хранения вещей, он полифункционален и представляет совмещение нескольких функциональных зон в одном пространстве.

 

Наиболее активно развивающийся тип интерьера сегодня – многофункциональный (торгово-выставочный, культурно-развлекательный), транспортных коммуникаций, а также жилой.

 

Пластически-пространственный феномен. Твердая масштабная материальная оболочка. Выполняет функцию границы как «зоны контакта» со средой, схождения и взаимодействия разных реальностей.

Отражает феномен взаимодействия как универсального принципа жизни в ее биологическом, социальном, культурном, информационном, эмоциональном проявлениях.

 

Коммуникация в различных ее проявлениях:

  • дружественного обмена,
  • нейтрального соприсутствия,
  • враждебного отторжения.

 

Обмен сущностями, ресурсами, энергией, поступками, товарами, чувствами. Близок принципу игры, универсальному для человеческой культуры.

 

Архитектурная оболочка противопоставляет (разделяет) и связывает природный и культурный миры-пространства, обеспечивает их взаимодействие и целостность человека, его физическую (телесную) сохраняемость и оптимальное функционирование.

 

Ее характер и способ организации указывают и определяют характер взаимоотношения человека с окружающим миром, социумом и самим собой (враждебный или дружественный, противоборство или слияние, сохранение своей автономности и целостности окружающего ландшафта, вторжение в окружающую среду или ее проникновение внутрь здания).

Например, интерьер может быть полуоткрытым (с выходом в лоджию, открытую галерею, зимний сад) или закрытым (предел - ограниченное количество окон и дверей). Улицу или площадь также можно считать вариантом городского «интерьера».

 

Если рассматривать архитектурное сооружение как материальную поверхность вместе с двойным пространством, ограничиваемым ею изнутри и окружающим ее снаружи, то интерьер обеспечивает организацию внутреннего пространства как зоны преимущественно предназначенной для жизни, то есть для пребывания в нем (внутри здания) людей. Как культурный феномен имеет смысл только в случае наполнения, т.е. заполнения людьми.

 

В интерьере составляющими выступают внутренняя поверхность (конфигурация) самой оболочки (ее визуально воспринимаемые границы: стены, потолок, пол), их физические характеристики и ограничиваемое (моделируемое) ею внутреннее пространство.

Исходные составляющие интерьера:

  • Характеристики ограничивающих поверхностей,
  • Пространственные параметры помещения (его физические размеры, высота потолков, форма (конфигурация), степень прорезанности стен (количество окон и дверей, их величина, размеры и форма, система или места расположения),

Проективные характеристики:

  • возможность наполнения (для какого количества человек предназначено),
  • функциональное назначение (есть ли совмещение функций),
  • тип и характер занятий, возможность их изменения, размещение людей и возможности их передвижения (перемещения) в пространстве,
  • длительность нахождения,
  • быстрота наполняемости,
  • возможности естественного и потребность в искусственном освещении.

 

Такие характеристики ограничивающих стен, потолка, пола, как плотность, массивность, высота, толщина, степень прорезанности отверстиями, указывают на доминирование одной или другой коммуникативной тенденции:

  • стремления к изолированию внутреннего и внешнего пространств и отделения мира человека от противостоящих сил природы и социума. Несет идею противоборства и конфликта, враждебности.
  • стремления к их связыванию, взаимопроникновению вплоть до их слияния (зрительного), облегчения, растворения, визуального стирания стен-границ-препятствий-барьеров. Идея их взаимоотождествления вплоть до растворения одного в другом.

Лекция 11