Одежда и костюм. Состав и структура европейского костюма

1. Различие между одеждой и костюмом.

  • Одежда как набор разнородных (случайных) элементов. Отвечает количественному критерию;
  • Костюм как выражение законченности и целостности, стилистической исчерпанности образа (когда ничего нельзя ни отнять, ни прибавить). Отвечает качественному критерию.

 

2. Идею целостности в европейском костюме выражают следующие признаки (критерии красоты согласно античным авторам):

  • упорядоченность
  • гармония
  • правильные пропорции
  • ритм
  • мера (особенно в использовании декора)
  • симметричность
  • ясность структуры
  • архитектоничность (выявление во внешней форме логики построения)
  • стилистическое единство
  • адекватность ситуации (поведению).

 

3. Принципы и логика построения европейского костюма аналогичны принципам архитектурного творчества. Европейский костюм архитектоничен (объемен, пластичен, симметричен). Он формирует, структурирует, выявляет фигуру человека, оформляя ее пластически, как архитектор здание. С другой стороны, в костюме, как и в архитектуре, воплощено единство и универсальность творческих и космогонических принципов устроения мироздания.

 

Этапы формирования (конструирования) костюма:

 

  • Универсальный крой (+ драпировка ткани на фигуре)
  • Индивидуальный крой (пошив и подгон на конкретную фигуру)
  • Составление (комбинирование, подбор) костюма из различных элементов готовой одежды массового производства

 

4. Одетый человек выражает полноту, упорядоченность, ясность и гармонию мироздания, является наглядным воплощением мифопоэтической Модели мира.

 

Европейский костюм в своей структуре отражает строение мира, античного Космоса, идеального, т.е. упорядоченного, целостного и гармоничного мира, таким, каким оно зафиксировалось в глубокой древности в мифологическом по своему характеру сознании наших предков.

 

5. Человек в костюме (не просто одетый) есть наглядное пластическое воплощение универсальной мифопоэтической Модели Бытия (Космоса, Мира) в ее кульминации (высшей точке проявления). Идеально подобранный костюм выражает гармонию Бытия (красоту), раскрывает ее в данном конкретном человеке, чем вызывает в зрителе (окружающих людях) естественную эстетическую реакцию, чувство удовольствия.

 

  1. Европейский костюм многослойный (2-3 слоя) и многосоставный. Он состоит из упорядоченного набора различных взаимосвязанных элементов. Вершина декоративного изобилия и сложности исторического костюма – костюм эпохи барокко и рококо (предполагает широкий силуэт, крупный объем, активные пластические детали, расширяющийся книзу силуэт, крупные детали, шлейф, широкий плащ, длинный или высоко взбитый парик, чулки, носки, ленты, банты, крупные пуговицы и пряжки на обуви, высокие сапоги со шпорами, туфли, кружева, рюши, вышивка, декоративные прорези на рукавах и штанинах, камзолы с широко отвернутыми полами, золотое или серебряное шитье, узорные ткани сложного рисунка, рельефные, высокие воротники (как постаменты и/или рамка для головы, широкие отвороты ботфортов, перья, шляпы с широкими полями).

 

  1. Состав костюма предполагает помимо основного набора предметов туалета (к примеру, брюк, сорочки, пиджака у мужчин; платья, юбки, блузки, жакета у женщин) также головной убор (шляпа, кепка, шапка (меховая ушанка, вязаная), фуражка, бесйболка и др. или как его вариант специальная прическа и украшения у женщин); обувь; необходимые аксессуары (пояс, галстук, украшения, типа запонок, булавки для галстука, шейного или декоративного платка в кармашке, и атрибуты(для занятий) (ключи на поясе, кошель, кнут, веер, молитвенник, букет, трость, копье, щит, меч, шпага, клэтч, сумка, зонт, портфель, рюкзак, мяч, игрушка и т. д.).

 

  1. В отличие от азиатского классический европейский костюм отличает симметричность, наличие собственного объема, выявление структуры тела на поверхность.

 

    • Симметричность строения
    • Объемность (скульптурность)
    • Главенство формы, а не функции, или иначе говоря, формирование снаружи внутрь (подчинение внешнему внутреннего и выявление физической структуры на поверхность)
    • Кроме того, европейский костюм чрезмерно акцентирует (выявляет на поверхность) тело как высшую ценность.

 

  1. Структура европейского костюма отражает как строение человеческого тела, так и строение мифопоэтического Космоса (Модели мира). Она их совмещает. Это выражается в системе его (костюма) пропорций. Нагляднее всего и наиболее устойчива структура мужского костюма. Она выделяет:
  • голову в оформляющем ее головном уборе,
  • верхнюю часть тела (плечи, руки и торс),
  • нижнюю часть (бедра, ноги).

Женский костюм выделяет голову, погрудную часть тела и само тело, закрытое от плеч до самых пят.

Итого насчитывается 3 горизонтальных слоя, пропорционально сокращающихся по высоте (снизу вверх). Голова в нарядном головном уборе, с прической и т.д. венчает всю конструкцию. Что отвечает 3-х частной универсальной космологической модели, выделяющей в структуре мира землю и хтонический подземный мир, небо и промежуточный наземный мир.

 

7. Важным маркировочным элементом, разделяющим, и одновременно связующим верхнюю и нижнюю часть фигуры в ее средней зоне (торс - бедра) является пояс. Скорее даже в большей степени связующим, нежели разделяющим, что подчеркивается узким поясом с декоративным акцентом спереди[1]. Эта деталь акцентирует внимание на сексуальном элементе мужской фигуры, подчеркивая тем самым и символизируя его производящую силу, его активную сексуальность, мужественность и воплощая идею языческого плодородия.

 

8. В современном европейском мужском костюме одежда наиболее активно (многослойно) покрывает тело именно в средней части, выделяя его в зоне торса и бедер, до колен. Европейский мужской костюм в своем современном виде почти полностью сформировался уже к концу ХУШ века и с тех пор относительно мало изменился. Он оказался весьма устойчив и консервативен. Его эволюция двигалась в сторону расширения ассортимента предметов одежды и ее функциональной спецификации, почти не касаясь целого.

 

В костюме древности выделялась в большей степени зона бедер, торс оставался обнаженным либо прихватывал одно (чаще всего, левое) плечо - древнеегипетский, древнегреческий. В древнеримском и средневековом костюме плечи закрываются полностью.

 

Раннее средневековье и византийский мир демонстрируют явную и целенаправленную гендерную унификацию костюма. Он превращен в широкий тяжелый мешок, полностью покрывающий и скрывающий тело во всю его длину.

 

  1. В женском костюме структурирование несколько иное и более разнообразное. Так, структурно выделяются следующие 2-х частные модели:
  • голова с нарядной украшенной прической + тело от плеч до пяток – (греческий архаический, средневековый костюмы) – полностью покрыто одеждой; Отсутствует членение на торс и бедра. Скорее, демонстрируется единство и цельность всей фигуры, особенно в костюме замужней женщины. Она покрывается одеждой как тайной.

Плечи и верхняя часть груди – промежуточная зона – древнеегипетский костюм, костюм архаической Греции;

  • голова, шея, плечи и грудь открыты (с декоративным акцентом в области декольте) + тело до пят. Поясок проходит под грудью (т.н. «ампирная линия») – классический древнегреческий костюм, женский костюм первой трети Х1Х века
  • голова с верхней частью груди + торс до линии талии или бедер) + нижняя часть (ноги и верхняя часть бедер) – ближе 3-х частной структуре мужского костюма - принята в европейской культуре, начиная с Новейшего времени (с конца Х1Х – начала ХХ века).

 

  1. В европейском женском костюме ХХ века линия талии зачастую смещается на уровень верхней части бедер. В этом случае в структуре женского костюма средняя часть пропорционально увеличивается, удлиняется по высоте, тем самым искусно «вытягивая» фигуру.

 

11. Двойная структура женского традиционного и архаического костюма символизирует единство «неба» и «земли» со значительным смещением пропорционального акцента в сторону последней. Тела пропорционально много, оно преобладает в общей структуре костюма. Это символически отражает хтоническую природу женщины, сакрализацию тела как плодородящей стихии, в мифологическом сознании тесно связанного с универсальной «матерью», всепорождающей, вскармливающей и погребающей стихией земли.

 

12. Европейский костюм объемен, пластичен, симметричен, тем самым отражает и выявляет биологическое строение тела человека, разделяет правую и левую («мужскую» и «женскую») стороны (по застежке).

 

12. Эволюция европейского костюма:

  • Древность – универсальная одежда: два скрепленных на плечах куска ткани, задрапированных вокруг фигуры и прихваченных поясом. Оставляет свободными руки и ноги (у мужчин) или только руки (у женщин). Драпировки, складки – универсальный способ декорирования. Длина варьируется от короткой (до колена) до длинной (в пол) в зависимости от возраста, пола, профессии и социального статуса ее обладателя.
  • Раннее средневековье – мешкообразные туники из тяжелых расшитых металлической нитью тканей. Тело полностью скрыто под одеждой, не выявлено наружу. Длина в пол либо ниже середины икр.
  • Индивидуальный крой (по фигуре) – с эпохи Возрождения (ХУ век). Одежда следует контурам и поверхности тела, повторяя его очертания, предполагает более плотное прилегание и разнообразную длину. Костюм скульптурно очерчивает тело и вычленяет его из окружающей стихии
  • Новое время – костюм формирует искусственные, массивные и довольно вычурные объемы, то плотно прилегает, то широко отходит от тела, занимая значительный объем в пространстве, агрессивно «вторгается» в него. Повышенная пластика и наличие прорезей, открывающих наружу нижний слой одежды. Оставляет обнаженными отдельные части тела (декольте у женщин) и полностью покрывает другие. Характерен контраст как универсальный стилевой принцип, пластическая усложненность, декоративное изобилие в деталях отделки, многоцветность.
  • Новейшее время – за основу взят демократичный буржуазный костюм. Тенденция двойная, противоречивая. Гендерная и поло-возрастная унификация, с одной стороны. Узкая функциональная (профессиональная, возрастная и т.д.) спецификация, с другой.

13. Начиная с эпохи романтизма и особенно активно с конца Х1Х - в начале ХХ века женщины начинают внедряться в «мужское поле» костюма. Сначала они заимствуют отдельные предметы мужского туалета и просто переносят в свои гардеробы типично мужские предметы одежды (пиджак, брюки, галстуки, сигары, фасон шляп, прически из коротких волос), или же целиком заимствуют мужской костюм (м-м де Сталь, Коко Шанель) как средство для вхождения в «мужское» профессиональное поле (писательство), а в течение ХХ в. они адаптируют под себя с учетом особенностей строения собственного тела и своих собственных потребностей мужской буржуазный костюм.

 

Это отражает изменение положения и социальной роли женщины в европейском обществе ХХ века, в частности, возможность получить образование (от начального до права на ученую степень), наличие избирательного права, возможность работать, делать профессиональную карьеру.

 

14. Поднимая линию края своей традиционной одежды (подола юбки или платья) от земли вверх, женщины не только открывают миру свои ноги, демонстрируя само их наличие и форму. Тем самым они декларируют и предъявляют ему свою физическую (она же и социальная) активность и силу. Они как будто пытаются взлететь, оторваться от всепоглощающей пучины «матери-земли» и от патриархатной женской социальной (она же биологическая) роли, заключающейся в рождении, выкармливании детей и сохранении рода.

Затем благодаря П. Пуаре в 1916 г. они отказываются от удушающего корсета и переходят к свободной одежде. А во время мировых войн переходят к военизированным формам одежды, напоминающей мужскую военную форму.

 


Лекция 5