Одежда как пластическая оболочка для тела

Европейский исторический костюм. Стилеобразование в одежде

 

Лекция 3

 

1. Одежда – самая мягкая из пластических оболочек, покрывающая (окружающая) тело человека, первая из системы культурных материальных оболочек, обеспечивающих его взаимодействие с окружающим миром (природой и социумом).

В отличие от архитектуры она наименее тонкая, пластичная, легкая, компактная, обладает способностью к пластической модификации (драпируется, сминается в складки, и т.д.).

Непосредственно прилегает к телу.

Различается двумя (внешней и внутренней) своими сторонами (лицо - изнанка). Одной стороной обращена наружу (в природу, социум), другой – вовнутрь (к телу).

Имеет две разнохарактерные поверхности.

 

2. Как культурная (пластическая) оболочка одежда (костюм) выполняет роль посредника (медиатора) между биологическим естеством человека (телом) и его окружением, она оптимизирует и выявляет наглядно, обнаруживает, раскрывает непосредственно на поверхности отношения между ними. Здесь имеется в виду двойная функция одежды как мягкой пластической оболочки с двойной (двусторонней активностью) поверхностью, обращенной как к телу, так и от него, к среде.

 

Выступая в качестве своеобразной границы, зоны двусторонней активности, пространства схождения реальностей, границы контакта, коммуникации, она объединяет, разделяет и связывает (противопоставляет и соединяет) тело и окружающую среду (природную, социальную, культурную), тем самым обеспечивая взаимопроникновение и автономность их сосуществования, она создает оптимальный характер взаимоотношений тела с миром и собственным биологическим естеством (гармонию человека с Универсумом).

 

Критерии оценки (стилеобразующие факторы):

  • Объем (пластическая форма, материал),
  • Крой (конструкция, технология изготовления),
  • Функция (предназначение),
  • Система значений (семиотика)
  • Характер прилегания (взаимоотношения с телом).

 

Особое значение имеет характер взаимоотношений одежды (оболочки) с телом, т.е. с облекаемым ею живым ядром. Одежда – это зона контакта, непосредственного взаимодействия, зона схождения различных (противоположных) реальностей. Поэтому так важен, с одной стороны, характер взаимодействия одежды с телом, а с другой, ее форма, выражаемая на поверхности. Поскольку это раскрывает не только его наличие или отсутствие, но и сам характер контакта.

 

Основные тенденции взаимоотношения тела и одежды (т.н. «живого» ядра и облекающей его пластической оболочки):

· Точное следование структуре тела, ее повторение и воспроизведение наружу (принцип одежды как «второй кожи»);

· Независимое сосуществование одежды и тела, когда меду ними обнаруживается дополнительная воздушная прослойка (одежда как бы почти не касается тела, имеет собственный объем и форму, никак не соотносится с очертаниями тела);

· Частичное прилегание и свободное облегание чередуются, создавая динамический эффект и обеспечивая комфорт движениям тела.

 

Многослойная структура (наличие 2-3 поверхностных слоев):

  • Нижний (внутренний) слой (белье, нижнее платье, интимная одежда) – непосредственно прилегает к телу,
  • Средний слой (платья, юбки, сорочки, блузы, брюки и т.д.) – основной, нейтрален
  • Верхняя одежда (пальто, пиджаки, джемпера, жакеты, кофты, свитера и др.) – наиболее толстый (грубый) слой, обращенный наружу, к природе и социуму.

Возможно также наличие

  • Дополнительного каркаса (внешнего или внутреннего) в костюме представителей высшего сословия в отдельные эпохи (Средневековье, ХХ век):

- Внешний (кожа, металл) – кираса, воинский панцирь, кольчуга, доспехи рыцарей (профессиональная одежда военных). Надевается поверх одежды, препятствует повреждениям тела, защищает от внешних агрессивных воздействий среды и человека.

- Внутренний (кожа, металл, китовый ус, проволока, деревянные детали, ткань) - женский корсет (неотъемлемый атрибут женского костюма вплоть до 1916 г. «Оберегает» непосредственно тело, искусственно структурирует (видоизменяет) фигуру, ограничивает естественное физиологическое функционирование организма.

В отдельных случаях, например, некоторых вечерних платьях, в сценическом костюме используется по сей день.

 

4. Функции одежды:

  1. био-адаптивная
  2. социо-репрезентативная
  3. средство (способ) индивидуального самовыражения (самопрезентация через одежду)

 

5. Материалы одежды:

ткани – текстиль (натуральные (шерсть, шелк, лен, хлопок, сатин), синтетические),

кожа,

мех,

резина,

древесина,

бумага,

части растений (листья, кора, стебли и т.д.),

пластик,

металл,

минеральное сырье,

кость,

фольга,…

 

Основной критерий отличия костюма от одежды – целостность, законченность образа человека в одежде.

 

6. Характер костюма определяется 1/ природно-климатическими условиями проживания, 2/ полом, возрастом, 3/ характером деятельности, 4/ положением в обществе (социальным статусом), а также 5/ его индивидуальным образом жизни человека, в частности, характером (интенсивностью, активностью, направлением, ), индивидуальными биологическими ритмами, привычками, его движений, скоростью и траекторией перемещения в пространстве, характером поз, жестов, поворотов, действий, их интенсивностью, широтой, …

 

7. Историческая типология и критерии формирования европейского костюма:

 

  1. регионально-этнический (географическое положение и природно-климатические условия);
  2. поло-возрастной:
  • мужской – женский (гендерное размежевание)
  • по периодам жизни (детский, подростковый, вдовий, стариковский и д.р.) позже всех выделяется (первая треть Х1Х в. у романтиков);
  1. сословный (место в социальной иерархии) - крестьянский, монашеский, купеческий, рыцарски-аристократический (буржуазный костюм самый компромиссный. Тяготеет к аристократическому и все время помнит о своем патриархальном происхождении);
  2. профессиональный (образ жизни, занятия, хобби) – любая униформа, военный, спортивный, корпоративный и т.д.;
  3. повседневный – окказиональный(«специальная» одежда, «для особых случаев»: брачный, праздничный, утренний, платье для коктейля, для занятий спортом и т.д.);
  4. интимный-верхний -нижнее белье, верхняя одежда.

 

8. Критерий ценности одежды в доиндустриальную эпоху: от первобытности до начала-середины ХХ века – прочность, длительное и бережное использование, своевременный ремонт, максимально долгая сохранность, способность передаваться по наследству, небольшое количество и относительно малый ассортимент.

 

В индустриальную и постинтдустриальную эпохи (с середины ХХ века) – новизна, вырастает ассортимент и количество предметов одежды. Очень быстрая (сезонная) обновляемость, серийность.

 

9. Как следствие – быстрый оборот одежды, короткий срок жизни, не успевает изнашиваться, не вырабатывает свой ресурс, превращается во вторичное сырье, увеличивает количество отходов и мусора.

 

Противодействие: экодизайн (Англия, Нидерланды, Скандинавия), вторичная переработка, рециклирование одежды.

 

 


Лекция 4