ГЛАВА 3. ВРЕМЕННЫЕ РЯДЫ
Здесь мы рассмотрим возможность использования данных за прошлые периоды для прогнозирования.
Множество данных, где время является независимой переменной, называется временным рядом, тоесть временной ряд – это упорядоченная во времени последовательность наблюдений, которые производятся через равные интервалы времени (например, ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, ежедневно, ежечасно). Данными здесь могут быть показатели объема продаж, спроса, дохода, индекса потребительских цен и т. д.
Методика прогнозирования, основанная на временных рядах, предполагает возможность оценки будущих значений ряда с помощью прошлых значений. При этом не делается никакой попытки определить переменные, влияющие на ряд. Тем не менее, анализ временных рядов широко используется с весьма неплохими результатами.
Общее изменение со временем результативного признака называется трендом. Мы рассмотрим модели линейного тренда, то есть параметры тренда можно рассчитать с помощью модели линейной регрессии.
Сезонная вариация – это повторение данных через небольшой промежуток времени. Под «сезоном» можно понимать и день, и неделю, и месяц, и квартал. Если же промежуток времени будет длительным, то это – циклическая вариация. Мы остановимся на изучении данных для небольших интервалов времени, поэтому циклическую вариацию исключим из рассмотрения.
Пример 1.Потребление топлива и бензина, объем продаж игрушек, поток авиаперевозок, отдых, образование, спорт — это примеры элементов с сезонной структурой спроса, период которых равен году.
Пример 2.Банковские операции – это пример элемента с сезонной структурой спроса, период которого равен месяцу.
Пример 3.Регистрация в гостиницах, прокат автомобилей – это примеры элементов с сезонной структурой спроса, период которых равен неделе.
Пример 4.Использование электроэнергии, телефонные звонки, розничная торговля, работа ресторанов, поток автотранспорта, пользование общественным транспортом, использование учебных аудиторий – это примеры элементов с сезонной структурой спроса, период которых равен суткам.
Случайные изменения – это изменения, которые остаются после учета всех остальных факторов поведения временного ряда.
Существуют две различных модели сезонности: аддитивная и мультипликативная. В аддитивной модели сезонность выражена как количество (например, 50 единиц), которое добавляется или вычитается из трендового значения, чтобы учесть показатель сезонности. В мультипликативной модели сезонность выражена как процент от трендового значения. Мультипликативная модель на практике используется гораздо чаще.
Сначала на основании прошлых данных определяется сезонная вариация. Исключив сезонную вариацию (проведя так называемую десезонализацию данных), с помощью модели линейной регрессии находим уравнение тренда. По уравнению тренда и прошлым данным вычисляем величины ошибок. Это среднее абсолютное отклонение MAD = ∑│et│/ n и среднеквадратическая ошибка MSE = ∑│et2│/ n, где et – это разность фактического и прогнозного значений в момент времени t, n – число наблюдений.
Проверка прогнозов очень важна. Она дает исследователю представление о точности прогнозов. Иногда точность прогнозов менее важна, чем способность прогноза реагировать на случайные изменения в структуре данных.