Методы управления.

 

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет древнегреческое происхождение. Дословно переводится как «исследование» и имеет два значения:

1. Способ исследования явлений природы. Подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установление истины.

2. Прием, способ или образ действия.

 

Группы методов управления.

1. Организационно-распорядительные и организационно-административные методы управления.

Любой экономический механизм требует организаторской распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций и отдельных элементов управляемой системы.

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов. Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы решают проблемы выбора различных форм и приемов воздействия для решения определенной задачи, а организационно-распорядительные методы предлагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определений необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно через контроль за их выполнением, а также систему административных средств, поддержание трудовой дисциплины. Организационные методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

2. Экономические методы управления.

Занимают в управлении центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – на основе экономического подхода. В настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение. Данные методы, применительные к управлению предприятием, представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект, то есть поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, также как и полученным доходом (прибылью, заработной платой) и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченные потребности.

3. Социально-экономические методы управления.

Известно, что результат труда во многом зависит от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат, поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – это соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться примерно в полтора раза. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма активно происходит при формировании рыночных отношений.

Таким образом, для того, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

 

 

Вывод:1) организация труда определяет результаты труда.

2) ответственность за результаты усиливается с предоставлением самостоятельности и зависит от оценки труда.

3) люди с сильным стремлением к росту, самоуважению положительно реагируют на усложнение труда, если это для них не важно - обогащать содержание труда бессмысленно.

 

Факторы, влияющие на индивидуальное поведение человека.