Принципы управления.
Схема процесса управления.
1 этап процесса управления.
Получение и обработка информации о состоянии объекта.
Процесс управления начинается с получения и обработки информации, то есть с возможности своевременной и качественной работы по определению состояния объекта управления на возможность реализации управленческих решений. Обрабатываемая информация должна представлять собой количественную и качественную характеристику среды, в которой находится объект управления. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи, однако, прежде чем определить конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные ориентиры, поэтому вторым этапом процесса управления является определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач управления.
2 этап процесса управления.
Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач управления.
Принцип хозяйствования – это основополагающее кардинальное направление деятельности предприятия. Принципам хозяйствования обычно свойственны стабильность и постоянство, однако, при необходимости они могут подлежать корректировке и пересмотру. Хозяйственный ориентир – это своего рода миссия организации, определяющая будущее состояние организации с учетом взаимовлияния внутренней и внешней среды.
Цели управления: позволяют наиболее конкретно видеть будущий ориентир предприятия, выраженный в четком количественном индикаторе. Цели отражают более конкретный уровень принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях, которые определяют возможность увидеть и получить конкретный будущий результат. Задача управления – это по существу развернутый план действия. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров или услуг с учетом выявленной потребности на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
3 этап процесса управления.
Выработка решений.
На этом этапе менеджеры разрабатывают механизм достижения поставленной цели. Решение является основным инструментом управленческой деятельности, оно должно быть заложено, чтобы гарантировать полученные в будущем результаты.
4 этап: выдача команд.
5 этап: реализация решений.
6 этап: изменение объекта.
Данные этапы процесса управления направлены на эффективное достижение результатов, где, начиная от коммуникационной политики и заканчивая систематическим контролем, мы достигаем в соответствии с временем и требованиями среды конечных результатов, где изменение объекта – это достижение поставленных целей, определенных в управленческом решении.
Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы менеджмента целесообразно сформировать в две группы: общие и частные.
Общие принципы:
1) Принцип применимости. Менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
2) Принцип системности.
3) Принцип многофункциональности. Менеджмент охватывает различные аспекты деятельности и функции.
4) Принцип интеграции. Внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.
5) Принцип ориентации на ценности. Менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги.
Частные принципы:
1) Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Этот принцип предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.
2) Коллегиальность. Предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
3) Принцип научной обоснованности управления. Предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации.
4) Принцип плановости.
5) Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
6) Принцип частной автономии и свободы. Предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.
7) Принцип иерархичности и обратной связи.
8) Принцип мотивации.
9) Принцип государственной законности.
10) Принцип органической целостности объекта и субъекта управления.
11) Принцип устойчивости и мобильности системы управления.