Развитие теории и практики менеджмента.
Понятие и сущность менеджмента.
Происходящие перемены коснулись человека и его деятельности.
В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладение многими знаниями в различных областях науки и техники.
Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.
Возникнув в конце 19го столетия, менеджмент приобрел особую популярность в 30е годы 20го столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний в самостоятельную дисциплину.
Английское слово «management» в переводе на русский язык – управление. Оно происходит от корня латинского слова «рука».
Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» легко вошли в словарный запас и обиход на смену терминам «управление», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:
1. Использовать экономические методы управления.
2. Ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка.
3. Производить те товары, которые пользуются большим спросом у покупателей.
4. Постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах.
5. Постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это функция управления, то есть вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли как конечного результата.
Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путём рационального использования ресурсов.
Школа научного управления (1885 – 1920).
Основоположник – Тейлор.
Суть подхода данной школы – «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете». Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.
Для повышения эффективности производства Тейлор считал обязательное сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, то есть оценивать надо конкретно выполненную работу. Основным требованием к результату труда должны быть качественные показатели.
Школа административного управления (1920 – 1950).
Основоположник – Файоль.
Суть подхода – «Рациональное построение организации как иерархической структуры».
Файоль утвердил функцию управления и определил их взаимосвязь по достижению конечного результата. Файолем был разработан и регламентирован в положение о управлении трудовыми ресурсами ряд универсальных принципов управления.
Школа человеческих отношений (1950 – до наших дней).
Основоположник – Фоллет и Мейо. Суть подхода – влияние психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Ученые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда, добиться увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности.
Школа поведенческих наук.
Время существования этой школы: с 1950 года – до наших дней.
Основоположник Арджирис. Суть подхода: эффективность труда работника в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия. Эта школа создает и сопровождает психологию управления, где основной уклон делается на исследование психологии поведения человека в достижении общих коллективных целей.
Школа количественных методов.
Время существования: с 1950 года до нашего времени. Школа возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и так далее. Суть подхода: для решения задач управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления, которая представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколько угодно вариантов решения задачи и выбрать из них наилучшее. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработку большого массива информации в условиях дефицита времени.