Индивидуальная работа со случаем: общие принципы и подходы.

Классификация методов социальной работы.

Особенности и содержание социальной работы с безработными.

Особенности и содержание социальной работы с пожилыми.

Особенности и содержание социальной работы с молодежью.

Социальная работа с семьей

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:

акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;

системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;

подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;

«активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых — психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи.

Молодежь выполняет особые социальные функции:

1. наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

2. обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

3. молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.

Российская молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.

Абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения уменьшается. При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд особенностей:

а) молодежи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы;

б) в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:

§ продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

§ медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

§ обостряются проблемы молодой семьи;

§ ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

§ растет криминализация молодежной среды;

§ снижается доступность качественного образования;

§ растет имущественное расслоение в молодежной среде;

§ происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

§ минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:

§ развивается инновационный потенциал молодежи;

§ растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;

§ увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

§ возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;

§ формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

§ растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;

§ современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

Современные явления – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур – свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи, школы, вуза, предприятия.

В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.

Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.

Модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством.

Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

Существовавшим органам управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления.

Это привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

Бессистемность и разнонаправленность практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.

Социальная работа с молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне.

Большая часть молодежных и детских общественных объединений сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

В то же время, все более заметное влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные на федеральном уровне проблемы концептуального, стратегического характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

При этом базовыми партнерами в реализации основных направлений социальной работы с молодежью являются государство и молодежные общественные объединения. Государство способствует расширению возможностей молодежных объединений, увеличению их многообразия, создавая тем самым условия для углубления процессов самоорганизации в молодежной среде. Молодежные объединения в процессе осуществления молодежной работы формулируют, представляют и отстаивают интересы молодежи, организуют самостоятельное решение проблем молодежи самой молодежью.

Могут быть смоделированы два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью.

В первом акцентируются проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Круг задач социальной работы в этом случае определяется тезаурусом выявленных проблем. Сами проблемы могут определяться как на основе апелляции к житейскому опыту (естественно, прежде всего, опыту законодателей и администраторов), либо посредством социологических исследований.

При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае мы рассматриваем не молодежь как специфическую группу, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи социальной работы в этом случае будут определяться перспективами взросления; деятельность социальных служб ориентирована на поддержку оптимизации процессов социализации.

Лишь во втором случае мы получаем обоснованные критерии для расстановки приоритетов в деятельности социальных служб. Выявление (с использованием научных подходов или без него) текущих проблем провоцирует на определение их значимости на основании чисто количественных критериев (исходя из численности групп молодежи, которые данные проблемы затрагивают, или социальных последствий неадекватного решения проблем). В результате, во-первых, искажается действительная важность различных аспектов развития молодежи, во-вторых, социальная работа ориентируется на следствия, а не причины тех или иных явлений.

Классическим примером такой ситуации может служить положение дел в борьбе с наркоманией. Разумеется, поскольку определенная часть молодежи подвержена наркозависимости, программы коррекции необходимы. Но было бы неверно полагать их достаточными, поскольку помогать лицам, употребляющим наркотики, значит вычерпывать воду из бездонной бочки: в эту категорию будут попадать все новые юноши и девушки. Помощь наркозависимым должна сочетаться с главным: выявлением причин наркомании и их профилактикой. А это и означает социальную работу, ориентированную не на «проблемы молодежи», а на оптимизацию процессов социализации.

Дискутируя о применении терминов «эмпирическая» и «прикладная» социология, один социолог сказал, что прикладная социология — это, по сути, есть социальная работа и, добавим от себя, социальная политика. В дальнейшем, мы будем использовать термин «работа с молодежью», который шире понятия «социальная работа», так как ее проводят различные агенты, включая как государственные организации, проводящие официальную политику, так и негосударственные организации и различные группы, идеология которых может в той или иной степени отличаться от официальной или быть прямо противоположной.

«Работа с молодежью должна воодушевить молодых людей преодолеть свое зависимое положение, молодые люди должны знать, чувствовать и верить, что они могут в определенной степени контролировать свое положение в том смысле, что они способны влиять на то, что происходит с ними самим и с их окружением. Способность молодых людей видеть альтернативы и выбирать наиболее приемлемые из них в любой ситуации является самым главным для социального образования «.

Можно сказать, что работа с молодежью имеет конечной целью дать возможность молодым людям приобрести социальную компетентность.

Различные социокультурные условия или установки агентов работы с молодежью предъявляют разные требования к социальной компетентности, и в различных сообществах используются иногда диаметрально противоположные технологии социального образования, которые не всегда могут быть перенесены из одного социокультурного контекста в другой.

Все подходы к работе с молодежью объединяет то, что они могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений и целью, которая выражается в желаемых последствиях работы как для индивидов, так и для общества в целом.

Проблема старения представляет собой новый социальный феномен XX в., особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макро-структурного уровня, концептуализирует основы социальной политики на рубеже веков.

Увеличивается экономическая нагрузка на трудоспособное население, вынужденное содержать все более возрастающее число нетрудоспособных граждан. Уже сейчас в России на одного пенсионера приходится 1,8 работающих. В развитых странах на одного жителя старше 65 лет приходится 4—5 работающих. Поэтому не случайно в 1991 г. ООН приняла Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, в 1992 г. — практическую стратегию на десятилетие, озаглавленную «Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года», а 1999 г. ООН объявила Международным годом пожилых людей.

В развитии современной социальной науки о старости можно выделить три основных направления:

• изучение старения как процесса в его биологическом и пси-
хологическом измерениях;

• институциональный подход, акцентирующий проблемы со-
циоэкономического статуса и социальных ролей престарелых;

• историко-культурологический анализ различных представ-
лений о старости, характерных для разных народов.

В рамках этих направлений создаются различные модели социо-геронтологического знания, предметом которого являются процесс старения в его социоисторической динамике, а также социальное положение и психологический опыт пожилых как специфической социовозрастной группы.

Представление о старости как финальном этапе жизни не остается неизменным. Меняется возрастной порог старости. В 1962 г. симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации: 40—60 — средний возраст; 60—75 пожилой; 75—90 старческий; свыше 90 — долгожители. Цивилизация обеспечила среднюю ожидаемую продолжительность жизни – 70 лет, просто немыслимую в доисторическое время, когда она составляла лишь 35 лет.

Проблемами старения общества занимается геронтология, рассматривающая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляющая собой, таким образом, междисциплинарную область исследований.
На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом — мыслительные и психические аспекты старения, на социальном — старость в социальном контексте.

Это измерение, в свою очередь, имеет три различных направления: индивидуальные переживания пожилых людей (здесь старость рассматривается в социальных рамках семьи, общества и культуры в целом); стремление определить место пожилых людей в обществе; изучение проблем старости и их разрешение на уровне социальной политики государства.

Социальные экспектации относительно старости, окрашены преимущественно в мрачные тона, старость ассоциируется с бедностью, плохим жильем, безобразным медицинским обслуживанием, слабым здоровьем и социальной изоляцией. Сложившиеся стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение пожилых людей: активная старость начинает восприниматься как исключение, пассивная и болезненная — как норма.

Проводимые в ряде регионов исследования «социальных установок пожилых людей» выявили проблемы лиц старшего возраста:

• фрустрация сознания, преобладание пессимистических взгля
дов на жизненные перспективы;

• негативное отношение к нынешней власти («раньше жизнь
была лучше»);

• высокий уровень субъективного интереса к политике госу
дарства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;

• неудовлетворенность жизнью;

• наличие заниженных стандартов жизниг бедность, марги-
нальность воспринимаются как данность.

Этой категории людей свойственны высокая приверженность общим и групповым нормам, традициям, высокая оценка чувства долга, самопожертвования и равнодушное отношение к материальным "ценностям.

Концептуальные взгляды мирового сообщества на место и роль пожилых людей в обществе нашли концентрированное выражение в документе ООН с красноречивым названием «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Общий смысл этого документа соответствует контексту устойчивого социального развития, при котором люди старшего возраста воспринимаются как позитивный фактор, а не как бремя для общества.
Обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей как одна из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям как одно из обязательств государств и правительств подтверждены заключительными документами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 6—12 марта 1995 г.). В частности, подчеркивается необходимость информирования пожилых людей об их правах, в том числе путем предоставления бесплатной юридической помощи, физического доступа ко всем основным социальным услугам.

Прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения, которые включают в себя отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной социальной помощи.
Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:

• доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, това
ров первой необходимости;

• содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;

• сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, хим
чистку, ремонт;

• содействие в получении медицинской помощи, в том числе
сопровождение в лечебно-профилактические учреждения,
посещение в стационарах;

• содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

• помощь в получении путевок на санаторно-курортное лече
ние, в том числе льготных;

• оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и
предоставлении других социальных выплат;

• организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обра
ботка приусадебных участков, доставка воды;

• содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами,
в посещении концертов, киносеансов, выставок;

• помощь в.написании писем, оформлении документов, в том
числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.

Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, некоторые услуги оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу.

Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут находиться от недели до 3 месяцев.
Отделения дневного пребывания призваны помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, бесплатное или льготное питание, освоить различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие и др.). Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. Согласно исследованиям, проведенным Министерством труда и социального развития, главным мотивом пребывания в этих отделениях 74% опрошенных назвали желание общаться; 26% — возможность получить бесплатный обед; 29% — возможность избавиться от процесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.

Главная задача службы срочной социальной помощи — оказание неотложной поддержки всем нуждающимся.

Основные направления этой деятельности:

• обеспечение бесплатным горячим питанием или продукта
ми питания;

• оказание денежной и вещевой помощи;

• направление в медико-социальные отделения;

• оказание бытовой, юридической и психологической помощи;

• содействие в прописке и трудоустройстве;

• организация проката бытовой техники и хозяйственного
инвентаря;

• создание кассы взаимопомощи и др.

Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одинокие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

Различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются 6—7 млн. человек.

В то же время социологические исследования, проведенные груп
пой А.И. Тащевой, свидетельствуют, что престарелые люди нужда
ются в 31 виде услуг — от доставки продуктов до парикмахерских
услуг и сопровождения в баню. –

Фактически же вся помощь ограничивается 2—4 видами услуг. Но и эти услуги оказываются далеко не всем желающим и нуждающимся.
Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24% пожилых людей, а пользуются этой услугой около 2,5%, во влажной уборке помещения нуждаются 88%, а оказывается эта услуга лишь 28%.

Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.

Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления в инфраструктуре нестационарных учреждений социального обслуживания. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.

Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты.

В последние годы в системе социального обеспечения начали функционировать платные мини-пансионаты для престарелых граждан, имеющих возможность оплачивать свое содержание или имеющих детей (или других лиц, обязанных по закону их содержать), которые не могут обеспечить надлежащий уход за престарелыми в домашних условиях, но в силах вносить плату за содержание их в пансионатах.

Обеспеченность пожилого населения местами в домах-интернатах неодинаково в разных регионах России. Это объясняется многими причинами, в частности демографической ситуацией и исторически сложившимися традициями в расселении семей, особенностями образа жизни населения.

В последнее время существенно меняются требования к органи-зации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

• резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую
очередь за счет поступающих, находящихся в более стар
шем возрасте;

• увеличение среди них числа тяжелобольных;

• изменением социального состава поступающих, большин
ство из которых получает пенсию;

• повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим
видам обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты. Основная причина — это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых превращаются из учреждений социального обеспечения в гериатрические, предоставляющие значительный объем медицинской помощи.

Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. От организации учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, отношения персонала, организации культурных мероприятий, медицинской помощи, степени контактов с внешним миром зависит физическое и психическое здоровье пожилого человека.

В небольшом доме легче создать обстановку, приближающуюся
к условиям обычного квартирного дома, к которому старые люди
привыкли, но в большом доме проще организовать культурно-бы
товое и медицинское обслуживание в достаточном объеме. В нем
легче устанавливаются контакты между живущими, такие дома бо
лее экономичны.

Одна из новых форм социального обслуживания —развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме одиноких пожилых людей, утвержденным Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 г., этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания престарелых граждан, оказание им социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Важно также обеспечить возможности получения различных видов социальной помощи и поддержки. Необходимы «плюрализация социальных услуг», увеличение социального сервиса с учетом потребительских предпочтений и возможностей пожилых людей, развитие видов самопомощи и взаимопомощи, клубов по интересам и т.д. Нужно создать инфраструктуру досуга и реализации потребностей в творчестве.
Необходима корректировка действующей пенсионной системы — создание и совершенствование комплексного механизма стимулирования к «зарабатыванию» пенсии.
Система уравнивания пенсий без учета трудового стажа привела к тому, что в настоящее время утрачивается такая жизненно необходимая ценность, как труд. Люди, всю жизнь работавшие на благо государства, получают пенсию, не соответствующую даже прожиточному минимуму.

Первостепенным остается возрастание в современных условиях личной ответственности за формирование собственной жизни. Необходимы актуализация адаптационных ресурсов пожилых людей, консолидация их интересов, объединение усилий. Представляется приоритетным развитие геронтологического потенциала посредством образования, здравоохранения и социальных программ. Нужен национальный проект, поддерживающий различные нововведения в работе с пожилыми людьми.

 

 

Проблема занятости населения стала одной из ос­трейших социальных проблем, с которыми стол­кнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занято­сти населения стоит в числе наиважнейших, первоочеред­ных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благо­приятные условия труда и на защиту от безработицы.

Принято считать, что безработица − это своеобразная плата за рынок, это издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борь­бе (а рынок, как известно, без этого не существует) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы мини­мизировать, значительно снизить социальные послед­ствия рыночного негатива, особенно в области реализа­ции права на труд, как один из важнейших жизненных компонентов человека. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решения кото­рой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок.

В Российской Федерации конституционно гарантиро­вана добровольность труда,при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, вправе выбирать ритм груда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить наряду с занятыми людьми тех, кто относится к незанятым.

Незанятые− это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (граждан, которые по каким-то причинам потеряли работу, но активно ищут ее) и незанятых, которые и не пытаются найти работу.

Безработными признаютсятрудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Современный рынок труда представляет собой весьма пеструю картину. Он структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую оче­редь, отличаются характеристикой товара (рабочей силы), который играет главенствующую роль в том или ином сегменте.

Выделяют пять основных сегментов:

Сегмент рынка труда,где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высо­кой оплатой труда, где занятость стабильна.

Рынок квалифицированных кадров.Этот сегмент зани­мают специалисты с высшим и средним образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость отно­сительно стабильны.

Рынок труда рабочих профессий.Спрос на рабочую силу постоянно сокращается, что влечет сокращение до­ходов и снижение гарантий занятости. Роль стабилизиру­ющего фактора выполняют профсоюзы.

Рынок труда малоквалифицированных рабочих и работ­ников сферы услуг.Предложение рабочей силы, как пра­вило, превышает спрос. Отсюда − доходы невысоки, за­нятость нестабильна.

Остаточный рынок труда.Здесь предлагают свои услуги либо те, кто впервые объявился на рынке труда, либо те, кто давно утратил с ним связь: безработные, молодежь и т. д.

Если проанализировать признаки, по которым сег­ментируется рынок труда, то их можно выделить три: ква­лификационно-зарплатный, социально-демографичес­кий, профессионально-отраслевой.

Для того чтобы определить формы и направления воз­действия на рынок труда, необходимо в первую очередь выявить факторы, влияющие на уровень безработицы и типы безработицы.

На наш взгляд, факторы можно разделить, как мини­мум, на две группы. Первая группа факторов действует более длительный промежуток времени, имеет более гло­бальный характер, как правило, косвенно (но от этого не менее глубоко) воздействует на рынок труда. К данной группе относятся: демографические колебания, создаю­щие избыток либо недостаток рабочей силы; миграционные процессы; уровень культуры, национальных тради­ций, ценностей и, в особенности, культуры труда; социально-природные катаклизмы: войны, революции, сти­хийные бедствия и т. д.; экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономические кризи­сы и подъемы, качество социальной жизни, развитость технологий и т. д.; научно-технический прогресс.

Вторая группа факторов носит локальный характер, как правило, ограниченный либо местом, либо временем проявления: процесс суверенизации в России; конверсия военного производства; сокращение армии; изменение форм собственности; либерализация цен; не просчитан­ные социально-политические решения властей; уровень развития служб занятости и профессионализм ее кадров и многие другие факторы.

Конечно же, каждый из названных факторов может оказывать как отрицательное, так и положительное воз­действие на рынок труда. Например, падение рождаемо­сти в развитых странах ведет с одной стороны к сниже­нию предложения рабочей силы, но с другой − к старе­нию населения, а отсюда − к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, к изменению инфраструктуры на рын­ке труда. Подобным образом рынок труда реагирует и на другие демографические сдвиги.

Или, к примеру, совершающиеся в развитых странах технологические революции, которые создали совершен­но новое производство: с мобильным технологическим процессом, с быстрыми структурными сдвигами, но это обострило и проблему занятости, усугубило одно из основных противоречий обеспечения занятости населения. Оно заключается в том, что в цепочке: структурные сдвиги − модернизация рабочих мест − изменения спроса на рабо­чую силу − высвобождение работников − предоставление новой работы− не возможно добиться абсолютной син­хронности перемен.

Многие из названных факторов легли в основу клас­сификации безработицы, выделения ее видов.

Структурная безработица− связана с закрытием уста­ревших предприятий и производств, сокращением вы­пуска продукции ряда отраслей (например, в связи с со­циальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т. п.). Проблемы, связанные со структурной безработицей, должны решать­ся на государственном уровне: приниматься общегосу­дарственные и территориальные программы помощи в перераспределении и переподготовке кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки в формировании новых современных ресур­сосберегающих отраслей производств и т. д.

Технологическая безработица− связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного про­изводственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалифи­кации. С осуществлением технологического переворота число высвобождаемых по этой причине работников бу­дет расти. Их нужно либо капитально переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалифи­кации на основе развития сферы услуг и т. д. Эту пробле­му можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счет.

«Экономическая» или циклическая безработица −но­сит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропро­изводителей в конкурентной борьбе или связана с цик­личным характером экономики.

Значительное увеличение количества товаропроиз­водителей, конкурирующих между собой, приведет к увеличению терпящих банкротство, вынужденных пере­профилировать производство или закрываться. При этом возрастает безработица. Такая безработица неиз­бежна, она является органической составной частью рыночного механизма. Ликвидировать эту форму безра­ботицы невозможно. Ее нужно учитывать и оказывать поддержку (в виде помощи в переквалификации и тру­доустройстве, назначении временных пособий) работ­никам обанкротившихся предприятий (но так, чтобы сохранить стимулы и индивидуальную инициативу в поиске новой работы).

Фрикционная безработица− она связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Опреде­ление «фрикционная» точно отражает суть явления, все­гда есть какой-то временной промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.

Застойная безработица − это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят ра­ботать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане это наиболее опасный тип безработи­цы: является питательной средой для увеличения бомжей, ниц без определенных занятий, роста преступности, про­ституции, наркомании, алкоголизма.

Скрытая безработица− одна из форм безработицы, при которой работник формально числится на предпри­ятии, но находится в неоплачиваемом срочном или бес­срочном отпуске. Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня, оплачива­емой работы при наличие заказа и т. д. В России скрытая безработица достигает огромных размеров, зачастую в два-три раза превышающую явную безработицу.

Молодежная безработица− возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, либо устроиться на предприятие) и после полу­чения профессионального образования (если нет гаран­тированного направления на работу, либо оно не устраи­вает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возра­сте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняют­ся ряды преступников, наркоманов, экстремистских по­литических течений.

Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации ра­бочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и т. д.

Женская безработица− один из наиболее распростра­ненных видов безработицы, возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщи­ны несут с собой больший, чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип спра­ведливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье. Госу­дарство должно применять ряд мер как административно­го, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение рабо­тодателей в целях увеличения женской занятости.

Молодежная и женская безработица являются острей­шими социальными проблемами практически для всех стран, развивающих рыночную экономику. Российское государственное управление, как и обще­ство в целом; вряд ли в полной мере осознает возможные последствия нарастания безработицы. Иные проявляют­ся далеко не сразу, либо носят латентный характер, но это; не снижает их негативного воздействия на обще­ственное развитие. Например, специалистами доказана зависимость между ростом безработицы и суицидности, между увеличением количества новорожденных с различ­ными

Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации и наркотизации общества, росту проституции, бездомности и преступно­сти. Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью. Изучение дел пра­вонарушителей в США показывает, что до 70% заключен­ных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.

Продолжительность безработицы определяется сро­ком времени, в течение которого человек не может най­ти работу. С точки зрения продолжительности безработи­ца может быть кратковременной (до 4 месяцев) или дли­тельной (более 1 года).

Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы человек еще может использовать раннее накопленные средства и полученное пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы он лишается материальной под­держки со стороны государства. По данным Института экономики РАН, у безработного, зарегистрированного службой занятости, через полтора года безработицы доходы умень­шаются более чем на 30 %. И это не единственный вид тя­гот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Это связано с тем, что социальные связи, с помощью которых можно по­лучить информацию о возможностях трудоустройства, на­рушаются, И к тому же работодатели не спешат взять на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной харак­теристикой. Это имеет рациональное объяснение, посколь­ку со временем теряется квалификация.

Длительно безработныхможно подразделить на три типа:

а) безработные, которые стремятся к проявлению са­мостоятельности в общении с сотрудниками служ­бы занятости: они сами решают, какая работа для них является подходящей, чего они хотят в плане трудоустройства и реально оценивают возможные перспективы своего трудоустройства;

б) безработные, которые болезненно переживают потерю работы и трудности последующего трудоустройства; они нуждаются в профессиональной ориентационной поддержке, им нужна помощь в выборе новой для них профессии, которая будет востребова­на рынком труда. Для облегчения выбора им может быть предложено своеобразное «меню» возможных вариантов трудоустройства;

в) безработные, к которым относятся люмпенизированные категории граждан (алкоголики, наркоманы, бомжи и т. д.), с которыми очень много проблем из-за их отчужденности. Работать с этой категорией длительно безработных крайне сложно. Организации содействия трудоустройству должна предшествовать их социальная адаптация, что требует организации совместных действий с другими соответствующими социальными службами.

Длительная безработица распространена среди многих категорий населения и является опасной не только пото­му, что человек на долгий срок утрачивает источник мате­риального обеспечения, но и потому, что продолжительная личностная невостребованность приводит к абулии (пато­логическое нарушение психической регуляции действий). Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности и апатии, а иногда − к социальной анемии, социальной дезориентации и социальной деморализации.

Система социальной защиты незанятогонаселения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защи­ту безработных, так и воздействие на спрос, и предложе­ние рабочей силы, включение различных правовых, орга­низационных и экономических рычагов влияния на ры­ночные механизмы.

Прежде всего, речь идет о выплате пособий безработ­ным,признанным таковыми государственными служба­ми занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых − экономические возможности государства в выплате посо­бий не беспредельны, во-вторых − размеры пособия дол­жны как поддерживать элементарные условия жизни че­ловека, так и стимулировать его на поиск работы.

Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения.Опыт стран рыночной экономики показывает: професси­ональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обуче­ния требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости ис­пользуют не только действующие учебные заведения, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федера­ции. Профессиональное обучение высвобождаемых работ­ников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприя­тий, учреждений, организаций, сокращением численнос­ти штатов осуществляется за счет средств предприятий, с которых эти работники освобождаются. Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социаль­ной защиты отводят организации общественных работ в сфереуслуг, строительства, благоустройства, иначе гово­ря, в тех областях, которые не требуют специальной про­фессиональной подготовки.

С теми, кто изъявил желание участвовать в обще­ственных работах, заключается трудовой договор на уста­новленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них рас­пространяется статус безработного. Финансируют обще­ственные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются. В центрах занятости на бесплатной основе можно по­лучить информацию о наличии рабочих мест, юридичес­кую консультацию, психологическую помощь. Апробиро­вана такая форма социальной защиты населения, как кво­тирование рабочих мест для слабо конкурентных лиц на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимос­ти от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решения об обязательном квотирова­нии рабочих мест для данных категорий на предприяти­ях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет. Кро­ме административных, применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложе­ние, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабо конкурентных слоев на­селения, либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения − это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности, при условии его стимулирования, опера­тивно улучшает ситуацию на рынке труда.

Создать дополнительные рабочие места можно, ис­пользуя все характеристики гибкого рынка труда: частич­ная, временная занятость, совместительство, гибкие гра­фики организации рабочего времени и т. п.

Ключевой инструмент достижения стабильности эко­номического положения, как отдельного человека, так и страны в целом сегодня − поддержание, совершенство­вание и модификация трудовых навыков и умений работ­ников в течение всей жизни посредством непрерывного образования и профессиональной подготовки. Рост каче­ства предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса на него, что обеспечивается повышени­ем качества рабочих мест и улучшением их структуры. В мировой практике существует опыт разработки про­грамм, направленных на оптимальное использование трудового потенциала конкретного работника. Улучше­ние качества рабочих мест, с точки зрения перспектив профессионального роста, оплаты, обогащения содержа­ния труда, − это направления перспективной политики занятости в России.

Пока же состояние рынка труда вынуждает обращать внимание в первую очередь на профессиональное обуче­ние безработных. Следует учитывать достаточно высо­кий, по ряду характеристик и параметров, отвечающих мировым стандартам, образовательный и профессио­нально-квалификационный потенциал населения Рос­сии. Однако нетрудно заметить, что, за исключением по­ложения в двух крайних сегментах (работники наиболее высокой квалификации, являющиеся по существу учас­тниками уже не национального, а мирового рынка труда, и лица, отчаявшиеся найти подходящую работу и теряю­щие связь с рынком труда), ситуация на российском рын­ке труда прямо противоположна той, которая имеет ме­сто в странах с развитой рыночной экономикой.

Составляющие один из самых престижных и благопо­лучных сегментов западного рынка, работники с высшим образованием в России, наоборот, одна из наименее за­щищенных социальных групп, о чем можно судить как по уровню оплаты их труда, так и имеющимся у них возможностям занятости. Сравнительно высокодоходной, а по­этому быстро набирающей престиж, категорией рабочей силы сегодняшнего российского рынка труда являются занятые в торговле и услугах − на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональ­ной подготовки. В развитых странах эта категория заня­тых составляет наименее благополучный сегмент, есте­ственно, за исключением лиц, утративших связь с рын­ком труда.

Государственная служба занятости является структу­рой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабо­чую силу, содействовать неработающим гражданам в тру­доустройстве, организации их профессиональной подго­товки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным сред­ством автоматизации является вычислительная тех­ника. Наиболее перспективным также представля­ется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом между ними ни всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в служ­бу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям − в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и за­работок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с зако­ном граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подго­товки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей администра­тивно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направлен­ность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы заня­тости − рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориенти­руясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направ­лять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.

В связи с этим необходимы разработка новой концеп­ции развития системы профориентации, охватывающей псе категории населения, определение статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети цент­ров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости.

В связи с новыми функциями системы профориента­ции изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разра­ботки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения, организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах
своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного: это вынужден­но незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предо­ставило работы.Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и мо­жет рассчитывать на социальную помощь или поддерж­ку государства. Для этого требуется соблюдать два усло­вия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособно­го возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о пред­варительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений и заключений об исполь­зовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФна основе Межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских и региональных про­грамм занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности раз­личных групп населения.

Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).Освоение человеком окружающей действительности, накопление опыта, знаний привели к появлению системы знаний, новых способов, методов изучения в различных сферах общественной жизни.

Метод стал применяться как способ рационального исследования и преобразования действительности, как средство кратчайшего пути достижения цели. Существует множество методов, но в области социальной работы классификация методов осуществляется по степени общности, которая обуславливается теорией и практикой социальной работы.

Выделяют следующие методы:

1) всеобщие (философские);

2) общенаучные;

3) частные специальные.

 

1. Всеобщий или философский метод – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.

3. Специфические методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущий конкретной системе знаний, составляют специальные методы.

Основой для классификации методов социальной работы служит мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности.

Поведение человека, группы обусловлено разнообразием мотивов. Для достижения целей в социальной работе необходимо использование различных по своей направленности способов воздействия социального работника на клиента.

Выделяют три основных группы методов социальной работы:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) психолого-педагогические.

I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.

Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.

Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-рас­порядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (прика­зы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.

Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах: разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.

С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.

От социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления в жизни человека. Это достигается социально-психологическими методами воздействия, изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся следующие методы: социологические исследования, наблюдение, социально-психологи­ческий диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда, быта, расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Многие методы взаимосвязаны между собой, применение одного из них требует одновременного применения других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы. Методы в социальной работе подвижны, могут варьироваться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах.

Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от целей и задач социальной работы. Если цель предопределяет совокупность способов ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать для достижения пели из всей совокупности методов наиболее эффективные в данных условиях

Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные .и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Ситуация «один на один», предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. На схеме представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.

Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. Прежде всего между социальным работником и клиен