Отечественные модели социальной политики

Модель индустриально-экономического развития

Модель индустриально-экономического развития была описана Хандмайденом. Ее основой является положение о том, что институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономике. Из этого следовало, что социальные нужды могут быть удовлетворены только на основе продуктивной деятельности, корпоративной ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины работающих членов общества, которая достигается трудовой мотивацией, вознаграждением, а также лояльностью групп и классов к проводимой социальной политике.

Модель индустриально-экономического развития, представленная системой социальных гарантий, наиболее ярко проявлена в Японии.

В основе японской модели лежат следующие принципы: пожизненный наем, зарплата по старшинству, пофирменные профсоюзы. Корпоративный патернализм гарантирует постоянное место работы, перераспределение зарплаты не по трудовому вкладу, а на основе возраста. Система социальной защиты включает в себя социальную помощь, социальное страхование, охрану здоровья, обслуживание престарелых. Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями и трудящимися, однако в пенсионном страховании принимает участие и государство, которое несет треть всех расходов9.

Западные модели широко используют профессиональные пенсионные фонды как инструменты рыночной экономики.

Социальная поддержка и социальные гарантии прямо включены во взаимодействие нанимателей и работников. Собственный интерес компании – улучшение условий жизни персонала, способных улучшить работу. В Японии такой подход называется семейным.

Быстро развивается в Европе модель первичных социальных связей. Когда индивиды неспособны к самопощи, они, как правило, сначала теряют первичные связи с партнерами, семьей, родственниками, друзьями и соседями. В социальной поддержке важна поддержка близких.

Интенсивно развивается модель социального антрепренерства (социального предпринимательства). Социальные предприниматели – это индивиды или группы, которые, исходя из своих чувств обязанностей как граждан, развивают собственные инициативы для решения социальных проблем или реализации социальных целей без мотивов получения каких-либо прибылей, без субсидирования фондами и бех передачи отвественности государству.

Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.

Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечительство

Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж.

Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование

В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Модель 3. Общественное призрение

Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского, участия различных слоев населения. Большая роль в этой модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и Приказы, находятся под законодательным контролем государства.

Модель 4. Общественно-территориальное распределение

Модель общественно-территориального перераспределения возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, сопровождающимся обнищанием населения, охватывающим различные общественные слои. Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем — от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели.

Модель 5. Социальное обеспечение

Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Ликвидация частной собственности на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е гг., оформление всеобщего социального обслуживания с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей вынуждает государство подключать к данной деятельности предприятия, которые берут на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержание социальной инфраструктуры.

Модель 6. Переходный период

Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

• усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения;

• обеспечение основных социальных гарантий;

• сдерживание массовой безработицы;

• адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

Современные политические идеологии формируются вокруг критики и обоснования государственных концептов «государства всеобщего благоденствия» / «социального государства». Данные государственные «образы» отражают тенденции индустриального и постиндустриального обществ, где присутствуют модернистские подходы к социальной действительности. И если для западной цивилизации характерен отказ от концепции «государства всеобщего благоденствия» / «социального государства» или ее модернизация, то Россия находится на стадии осмысления этих моделей через новые общественные и государственные организационные формы, социально-политические концепты, практику организации социальных служб.

Концепции социального государства, или государства социального благоденствия, зарождаются в конце прошлого века. Идеология коллективной солидарности позволила в разных странах западной цивилизации осмысливать в различных моделях «социального государства» (в немецкоязычных странах) и «государства социального благоденствия» (в англоязычных странах) проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения в условиях свободного рынка. Индустриальный рынок и демократическая система породили, с одной стороны, рост национального богатства, с другой — социальное противостояние различных общественных слоев. В этих условиях осуществляется поиск механизмов равенства и справедливости.

К основным принципам благосостояния в модели социального государства относятся:

• социальная справедливость;

• социальное равенство;

• обеспечение социальных гарантий.

В отличие от западных отечественные паттерны социального благосостояния складывались в формах общинной, коллективной организации жизнедеятельности.

Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.

Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.

Под социальным обслуживанием населения понимается деятельность соответствующих служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Система социального обслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции:

• анализ и планирование политики социального обеспечения;

• программы поддержки доходов населения;

• программы учреждений социального обслуживания;

• административное управление и руководство социальным обслуживанием населения;

• социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.

Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения. Социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения до определенного времени отождествлялась с работой социального обеспечения. Однако сводить социальную работу только к экономическим методам поддержки нуждающихся было бы неправомерно, поскольку это только один из спектров социальной деятельности. Поддержка соответствующего уровня прожиточного стандарта является одной из задач, в контексте социальной работы имеющей различные уровни инструментального оформления:

• развитие человеческих ресурсов;

• распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ;

• предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий;

• защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.

Помимо этого, социальная работа направлена на то, чтобы помочь людям оптимально функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей и статусов. Социальная работа должна способствовать актуализации потенциала человека, тогда как самоактуализация, проявляясь в социальной деятельности, активизирует развитие общественной жизни. Социальная работа должна объединять людей, быть посредником в отношениях между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения. Социальная работа должна быть направлена на поддержание социального порядка и институциональной структуры общества. В ее задачи входит:

• помогать социальным институтам;

• внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;

• предотвращать и предупреждать социальные конфликты;

• управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.